Эксперимент, как метод преподавания биологии

Педагогика как наука » Эксперимент, как метод преподавания биологии

В обучении школьников наряду с установлением объема содержания учебного предмета и отбором материала для урока большое значение имеют методы преподавания. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Метод – сердцевина учебного процесса, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Его роль в системе «цели – содержание – методы – формы – средства обучения» является определяющей.

Понятие метода иногда относят только к деятельности педагога или к деятельности учащихся. В первом случае уместно говорить о методах преподавания. А во втором – о методах учения. Если же речь идет о совместной работе учителя и учащихся, то здесь, несомненно, проявляются методы обучения.

Метод обучения является сложным, многомерным и многокачественным образованием. Естественно, методы, выбранные соответственно содержанию и возрасту учащихся, обеспечивают высокое качество знаний.

Особенно важным является использование методов развивающих познавательную активность учащихся, именно поэтому целью моего исследования явилось попытка преподавания биологии с помощью экспериментальной деятельности учащихся в разделе «Растения».

Выбор этой темы продиктован несколькими причинами. Во-первых, эксперимент занимает в этом разделе значительное место – около трети уроков в целом или частично строится на материале опытов, описание которых дается в тексте школьного учебника или в заданиях к параграфу.

Во-вторых, важной особенностью учебных опытов этого раздела является то, что на них у учащихся впервые образуются представления о биологическом эксперименте, формируется ряд специальных и общепознавательных понятий. В результате этого, учитель биологии не только может, но и обязан использовать школьный биологический эксперимент как метод обучения. Преподавание биологии в 6 классе через экспериментальную деятельность приведет к тому, что в старших классах учащиеся будут обладают достаточно многими умениями и навыками.

Таким образом, темой выпускной квалификационной работы стало - эксперимент как метод преподавания биологии в 6 классах. Для рассмотрения данной темы нами было выделено ряд задач:

Изучение теоретических основ по заданной тематике исследования;

Выбор класса, который будет участвовать в эксперименте;

Адаптация учеников класса к данному исследованию;

Определение уровня развития познавательных способностей учащихся (по Б. Блуму), в начале исследования и на конечном этапе;

Проведение психологического тестирования учащихся;

Отбор по темам экспериментальных работ, планирование и подготовительная работа по учебным опытам с растениями;

Работа в классе с применением эксперимента как метода преподавания биологии;

Анализ проведенного исследования и установление степени эффективности использования эксперимента в качестве одного из методов обучения биологии.


Другие статьи:

Основные формы и методы внеклассной работы по географии
Содержание внеклассной работы определяет ее формы и способы проведения. При выборе форм, помимо содержания, во внеклассной работе учитывают возраст школьников, их интересы, уровень подготовки по географии, наличие свободного времени, реальные материальные возможности (например, при организации походов, экспе ...

Технология формирования педагогической культуры мастера профессионального обучения
В среде мастеров профессионального обучения бытуют ложные представления, иллюзии, заблуждения об удивительной легкости педагогического труда, о главенстве в педагогической деятельности технологических знаний, умений, навыков. В этой связи многие профессионально-педагогические работники считают, что педагогич ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru