Биология как наука естественно- научного цикла имеет ряд специфических особенностей, в числе которых – профессиональная терминология, что затрудняет ее усвоение учащимися непрофильных специальностей ( в нашем случае - студенты-физики). Без овладения терминологии науки невозможно говорить о хорошем знании предмета. Понимание, запоминание и воспроизведение учащимися терминологии предмета формирует первый уровень понимания учебного материала- декларативный. Декларативное знание ( знать что) представляет собой предыдущее знание одного человека в пределах определенной области. Предыдущее знание - всегда отправная точка для расширения базы знаний обучаемого[28]. Важнейшей частью преподавания любого предмета является работа над понятийным аппаратом. При этом важно отметить, что знание понятий одновременно является целью и средством обучения, поскольку каждое новое знание базируется на предшествующем - нельзя работать над содержанием определяемого понятия без знания определяющих его терминов. Работа над понятийным аппаратом может быть организована таким образом, чтобы выполнять задачи развития мышления, тем более что само мышление человека понятийно. Таким образом, одной из актуальных проблем преподавания биологии является формирование понятийного аппарата. Важная роль тезауруса отмечена в работе Сластенина В.В. в учебнике «Педагогика» : «В целостной технологии организации учебно-познавательной деятельности, по существу сводящейся к управлению процессами решения учащимися учебных задач, важным элементом является обучение их культуре определения понятий. В ходе этой работы учащиеся начинают понимать организующую роль определений в осмыслении предмета в целом».
Помимо проблемы, описанной выше, связанной со спецификой преподавания предмета биологии, перед преподавателем встает задача максимально эффективно донести учебный материал до студентов. Как было отмечено, у студентов первого курса непрофильных специальностей биология (в рамках экологии) является общеобразовательным предметом. Основной метод представления учебного материала – трансляция в форме обзорных лекций. Таким образом, преподаватель сталкивается не только с несформированным понятийным аппаратом у студентов, но также и с тем, что вчерашние школьники практически не знакомы с такой формой обучения как лекция. Студенты первого курса с трудом адаптируются к лекционной системе занятий, не успевают за темпом лекции, не имеют навыков конспектирования. Не менее сложно после традиционной сорокопятиминутной урочной системы школы перестроиться на полуторачасовую лекцию, в течение которой необходимо удерживать постоянное внимание.
Удерживать постоянное внимание первокурсникам нелегко еще и по причине преимущественного представления информации в аудиальной форме, преподносимой им преподавателем, что приводит к быстрой утомляемости реципипентов и, следовательно,к малоэффективному усвоению учебного материала. Научными исследованиями давно доказано, что люди усваивают 20% услышанного и 30% увиденного, но запоминает около 50% того, что видит и слышит одновременно. Исследования педагогов- исследователей свидетельствуют, что из устных лекций студенты усваивают не более чем четверть материала.
Другие статьи:
Методические рекомендации к изучению теоретического материала темы «Арифметическая
и геометрическая прогрессии»
Учение о прогрессиях является существенной, хотя и несколько изолированной от остальных разделов, частью курса алгебры. Знакомство учащихся с прогрессиями происходит в курсе алгебры девятого класса в теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии». На эту тему по программе общеобразовательных классов отвод ...
Методика преподавания психологии для дошкольников
Детский практический психолог, работая в образовательном учреждении, имеет дело с детьми разного возраста. На его глазах они переходят с одной возрастной категории в другую. Помочь этому переходу – одна из сложнейших задач психолога. Именно полноценное проживание ребенком каждого возрастного периода подготов ...