Экспериментальная проверка влияния дидактической игры на эмоциональное развитие

Педагогика как наука » Роль дидактических игр в развитии эмоциональной чувствительности детей дошкольного возраста » Экспериментальная проверка влияния дидактической игры на эмоциональное развитие

Страница 1

Одним из видов игр, позволяющих, по нашему мнению, в процессе воспитания детей дошкольного возраста сделать действенным знания, которые стали бы регуляторами поведения и деятельности, определили бы отношение детей к окружающему миру, может быть дидактическая игра.

Мы считаем, что дидактическая игра в дошкольном возрасте будет средством воспитания эмоциональной отзывчивости, при условиях:

если игры будут использоваться в определенной системе, в основе которой лежит учет особенностей развития эмоций и чувств у детей дошкольного возраста;

если правила в дидактических играх будут предусматривать необходимость вызывать у детей определенные эмоциональные состояния;

если в дидактических играх будут закрепляться знания об особенностях проявления эмоций и чувств у растений, животных и человека, о способах их определения.

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач, нами использовались следующие методы:

анализ психолого-педагогической литературы;

изучение педагогической документации;

наблюдение;

беседы с детьми;

метод независимых характеристик;

педагогический эксперимент.

Для проведения экспериментальной работы, мы остановились на старшем дошкольном возрасте, руководствуясь, следующими особенностями данного возраста: эмоциональная сфера занимает доминирующее положение в восприятии и познании мира; детям свойственны импульсивность, впечатлительность, проявление эмоций в чистом виде; неустойчивое соотношение социального и биологического сказывается на динамике протекания процессов, наличие азов рефлексивного мышления определяет способность к осознанию своих чувств и эмоций.

Педагогический эксперимент является основным методом исследования.

Эксперимент проходил в два этапа:

Констатирующий этап эксперимента (1 марта 2004 г.)

Цель: изучить состояние эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста.

Формирующий этап (1 мая 2004 г.).

Цель: использование системы дидактических игр для разрешения противоречий между содержанием и формой эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста.

Психолого-педагогический эксперимент проходил в детском саду № 39 с 1 марта 2004 г. по 1 мая 2002 г. в эксперименте участвовало 10 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Констатирующий этап

На констатирующем этапе мы решали следующие задачи:

Определить уровни сформированности эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста.

Распределить детей по степени проявления эмоциональной отзывчивости.

Для решения первой задачи использованы методы:

Беседа с детьми с использованием сюжетных картинок.

Беседа с детьми (методика А.М. Виноградовой).

Проблемная ситуация (методика А.М. Виноградовой).

При решении второй задачи использовались независимые характеристики, полученные в результате решения первой.

С целью выявления понимания детьми эмоционального состояния объектов для определения взаимосвязи между представлениями детей и их чувствами нами была проведена беседа с детьми по сюжетным картинкам.

Соответственно каждому ребенку индивидуально задавались вопросы:

Картинка 1. Какие чувства испытывает девочка? Почему ты так думаешь? (См. рис. 1)

Рис. 1

Картинка 2. Как ты считаешь, о чем думает мальчик на этой картинке, и какие чувства он испытывает? Почему ты так думаешь? (См. рис. 2)

Рис. 2

Картинка 3. Как ты думаешь, почему плачет мальчик? Кто его обидел? Какие чувства испытывал бы ты? Как бы ты поступил на его месте? (См. рис. 3)

Рис. 3

Результаты бесед с детьми отражены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 Понимание детьми эмоциональных состояний по сюжетным картинкам

Имя ребенка

1 картинка

2 картинка

3 картинка

1. Андрей П.

Она завидует, что у нее машины нет

Жалко бабушку и надо помочь

Ему страшно стало

2. Света Б.

Тоже хочет машину

Ему жалко, что бабушка старенькая.

Купили книгу, а он хотел игрушку.

3. Маша Л.

Радостная, что мальчик ей дает машину

Ей трудно идти, она слабая

У него плохое настроение

4. Настя Щ.

Довольная, что с ней поделились

Мальчик помогает идти бабушке

Его обидели дома (брат)

5. Таня С.

Чувствует радость, что он добрый

Он помогает подняться по лестнице

Книгу порвала сестренка младшая

6. Никита Р.

Дал поиграться девочке

Все помогают, и я помогаю старым

Мальчик плачет, потому что прочитал про грустное

7. Аня Ш.

Они дружат и делятся игрушками

Я тоже помогаю своей бабушке идти

Я бы тоже плакала, стало жалко героя

8. Влад Т.

Может, они поменялись игрушками

Я тоже буду старым, и мне будут помогать

Увидел грустную картинку

9. Юра Т.

Девочка плакала, мальчик пожалел и дал ей игрушку

Старая бабушка не может дойти

Я часто расстраиваюсь и плачу дома

10. Артем З.

Мальчик сказал: «Я тебе дам игрушку, а ты со мной поиграй»

Доведу до дома, до дверей

Книга страшная (сказка)

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Цели обучения и их общая характеристика
Известно, что обучение — процесс целенаправленный. От того, какие ставятся цели и как они поставлены, во многом зависит результат обучения, качество усвоения материала учащимися. Однако, несмотря на большую практическую важность решения вопроса о постановке и реализации целей в обучении, вузовский курс дидак ...

Влияние урока на развитие познавательных процессов учащихся
Организуя на уроке познавательную деятельность детей, учитель опирается на их личностные особенности: мотивационную сферу, познавательные потребности, ценностные ориентации, отношения, самооценку. В процессе урока, пытаясь стимулировать деятельность учеников, учитель сравнивает детей друг с другом. Оказывает ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru