Психолого-педагогические аспекты формирования устойчивых эмоциональных проявлений

Педагогика как наука » Роль дидактических игр в развитии эмоциональной чувствительности детей дошкольного возраста » Психолого-педагогические аспекты формирования устойчивых эмоциональных проявлений

Страница 1

Способность вхождения в роль, уподобление себя образу это формирование устойчивых положительно эмоциональных проявлений. Процесс перевоплощения, с нашей точки зрения, является важным условием перестройки эмоциональной сферы ребенка. Участие ребенка в игре, вынашивание им определенной роли нужно использовать не только как средство его развития, но и в первую очередь как средство воспитания.

Достигнутые ребенком успехи в игре способствуют изменению отношения к нему сверстников у ребенка возникает широкий диапазон положительных эмоций – от спокойно- удовлетворительных состояний до состояния эмоционального вдохновения.

Двойное самочувствие ребенка в игре, эмоции идущие от реального и условного планов, не просто обогащают его эмоциональную сферу, но и способствуют пониманию им скрытого смысла ситуации повышают его интеллектуальную активность в игровом общении. Это помогает взрослому направлять игровые действия ребенка.

Эмоциональность - основная психофизиологическая особенность детского возраста, поэтому, когда говорят о поведении ребенка, то имеют в виду его эмоциональное проявление. Возрастные проявления эмоциональности придают качественное своеобразие поведению детей на разных этапах его развития.

Проблема эмоционального развития детей относится к наиболее трудным и спорным разделам психофизиологии, даже в отношении самого понятия «эмоции» не существует единого мнения. Исследователи единодушны лишь в том, что это понятие включает в себя комплекс физиологических сдвигов так и субъективные переживания.

В 1872 г. исследования, проведенные Ч. Дарвиным, легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной. Согласно этой теории эмоции жизненно важные механизмы, которые способствуют адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни.

Эмоции, по мнению Ч. Дарвина, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

Идеи Ч. Дарвина были восприняты и получили в психологии широкую известность.

Точка зрения У. Джеймса и К. Ланге: первопричинами эмоций являются органические телесные изменения.

Основные положения исследований У. Кеннона и П. Барда подтверждают, что на самом деле телесные изменения и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно.

Эти две точки зрения в более поздних исследованиях были объединены в психоорганическую теорию.

«Под влиянием электрофизиологических исследований мозга возникла активационная теория (Линдсея - Хебба), согласно которой эмоции возникают вследствие нарушения равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы.

Вслед за этим появились теории, описывающие влияние эмоций на психику и поведение человека Д.О. Хеббу удалось экспериментальным путем доказать зависимость успешности деятельности человека от силы его эмоционального возбуждения (поведенческая концепция).

В динамике эмоциональных процессов и состояний большую роль играют когнитивно-психологические факторы, относящиеся к знаниям. В рамках этого подхода в теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера, эмоции рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков.

По мнению Г.Х. Шингарева при любом экспериментальном подходе к интерпретации результатов необходимо считаться как с экспрессивной так и эмпрессивной сторонами эмоционального развития и поведения, взаимоотношения между которыми следующее: «физиологические процессы при эмоциях не служат причиной субъективно-психических, не находятся в причинно-следственных отношениях с ними, а суть проявление единого отражательного регуляторного процесса на разных уровнях осуществления эмоционально-отражательной реакции».

П.К. Анохин считает, что эмоции это главнейшая характеристика человеческой психики личности, а сами эмоциональные процессы имеют сложную морфо-функциональную основу.

Физиологи С.Г. Абрамова Е.М. Богомолова Н.Ю. Беленков и др. отмечают, что в их осуществлении принимают участие многие, если не все подкорковые образования, а также корковые структуры мозга, ответственные за эмоциональные проявления считаются ретикулярная формация ствола мозга, таламус, гипоталамус, старая и новая кора. Взаимоотношениями составляющих этой сложной системы их, функциональными состояниями, способами связи каждой из ее структур с другими образованиями мозга, особенно с корой больших полушарий определяется характер и выраженность эмоциональных реакций организма в конкретной ситуации.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Сущность понятия «готовности к школьному обучению»
В чем же причина разрыва между важнейшими, основополагающими звеньями образования? В первую очередь, замечает Букатов В., она состоит в том, что эти две ступени образования находятся в ведении разных типов воспитательно-образовательных учреждений и курируются обособленными друг от друга педагогической и псих ...

Занимательные формы внеклассной работы при изучении физической географии материков и океанов
Интерес учащихся к географии значительно шире того объема знаний, который они получают на уроке. Этот интерес помогает удовлетворить внеурочная работа по географии. В образе жизни подростка происходят существенные изменения. Прежде всего изменяется характер учебной деятельности, и общая ситуация их школьной ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru