Психолого-педагогические аспекты формирования устойчивых эмоциональных проявлений

Педагогика как наука » Роль дидактических игр в развитии эмоциональной чувствительности детей дошкольного возраста » Психолого-педагогические аспекты формирования устойчивых эмоциональных проявлений

Страница 2

Эмоции у человека имеют известный элемент непроизвольности Н.Ю. Беленков, Э.Э. Звартау, А.И. Катковников и д.р. доказывают, что в их возникновении играют роль подкорковые структуры мозга, хотя аффективные проявления, возникающие при стимулировании подкорковых образований не имеют жесткой связи с психическими сдвигами. Диссоциация между субъективными состояниями и эмоциональными внешними проявлениями отчетливо обнаруживается у больных с заболеваниями ствола мозга в виде псевдоаффектов: бурные мимические и ситуативные реакции, свойственные симптомам смеха или плача, но они могут протекать без субъективных соответственных переживаний.

Н.Н. Брагина считает, что у человека аффективные и вегетативные реакции утрачивают самостоятельное значение, включаясь в новые, связанные с корой морфо-функциональные комплексы, обеспечивающие сложные формы человеческой активности. Возбуждение нервной вегетативной системы еще не достаточно для эмоционального переживания.

В.М. Смирнов отмечает, что эмоции обусловленные раздражением подкорковых структур, адекватно контролируются сознанием.

Т.А. Доброхотова, В.М. Каменская, А.Р. Лурия, М.М. Смирнов указывают на важность коры больших полушарий, с которыми связаны сложные формы эмоционального поведения человека. Именно кортикальное управление процессами, протекающими в эмоциональной сфере, обнаруживается в умении человека произвольно управлять своими эмоциональными реакциями. Следовательно, в процессе жизни человек способен научаться управлять своими эмоциональными состояниями, условием для этого является осмысление этих процессов. Возможность произвольной регуляции эмоциональных реакций реализовалась нашими предками при культовых обрядах. Эта способность и сейчас имеет существенное значение для человека: при повышенных нагрузках, в создании оптимальных условий деятельности при сложных ситуациях, составляет элемент профессиональной тренировки актеров.

Эмоциональное поведение с его индивидуальными чертами способность к сознательному его регулированию, по мнению физиологов и психологов (М.Ю. Кистяковской, А. Валлона, В. Штерна и др.) формируется в ходе жизненного опыта под влиянием воспитания и обучения, когда в процессе онтогенетического развития происходит переход от рефлекторной эмоциональности к интеллектуализации эмоций.

По мере созревания кортикальных функций ребенок научается сдерживать «слепые силы» низших подкорковых эмоций, подчиняет их иным формам эмоционального поведения, овладевает способностью тормозить одни и усиливать другие эмоциональные проявления в соответствии с требованиями окружающей среды. В силу сложной природы эмоций, как считает З.В. Денисова, направленное воздействие на эмоциональную сферу сопряжено с большими трудностями. Она отмечает, что способностью дошкольного периода является большая стойкость приобретенных моторных и сенсорных навыков, чем аффект эмоционального научения. Возрастная трансформация эмоций усматривается в том, что одни значимые чувства сменяются другими, появляются новые эмоциональные состояния, ранее не бывшие.

Кэрролл Э. Изард при рассмотрении вопроса о взаимодействии эмоций и развитие личности, считает, что нужно учитывать 2 фактора:

влияние наследственности на эмоциональный склад личности.

индивидуальный опыт и обучение в той части, которая относится к эмоциональной сфере.

Исследования Л.С. Выготского, Г. Локушевской, З.В. Денисовой и др. показывают значимость игр и игрушек в совершенствовании эмоциональных проявлений в предшкольный и дошкольный период.

В исследовании Л.А. Абрамян доказано, что в какой-либо деятельности наладить позитивные взаимоотношения с окружающими сформировать у ребенка новые чувства и новые положительные эмоции. Она считает, что процесс перевоплощение в игре является важным условием перестройки эмоциональной сферы ребенка- дошкольника.

В.В. Абрамова указывает, что отношение детей, которые возникают в процессе совместной деятельности, переживание одного члена группы воспринимаются другими как собственные.

Кэрролл Э. Изард считает - эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями мимикой, голосовыми реакциями. Старшие дошкольники владеют внешними проявлениями эмоций. Это касается умения не только сдерживать себя.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Сущность внеклассной работы, ее место в структуре педагогической работы
Внеклассная работа — составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Внеклассная работа — часть деятельности педагогов, связанная с организацией и налаживанием внеурочной деятельности школьников. Внеурочная работа — внеклассная работа, составная ...

Теоретическое наполнение линии «Информационные технологий»
Изучение технологии работы с текстовой информацией, как правило, изучается в начале базового курса, относящейся к содержательной линии «Информационные технологии». Текстовые информационные технологии относятся к числу наиболее часто используемых на практике. Области применения: подготовка письменных документ ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru