Одним из важных структурных элементов каждого урока в частности и всего процесса обучения в целом является проверка знаний и умений учащихся. Контроль за знаниями всегда находится в зоне пристального внимания учителя и свидетельствует о результатах обучения. Учитель, стремящийся к тому, чтобы ученики действительно поняли и запомнили тему, не станет излагать новый материал, пока не удостоверится в том, что все в классе действительно усвоили пройденное. Проверка знаний и умений нередко становится для учащихся источником сильных переживаний. Если ученик получает высокую оценку, то он ощущает гордость и удовлетворение от своей работы. Если же, наоборот, он получает оценку, не удовлетворившую его, он может потерять веру в свои силы, интерес к учебе.
Тем не менее, каждый учитель должен помнить, что контроль знаний – это необходимый, важный компонент процесса обучения. Именно он является средством корректировки и регулировки всего процесса, именно он может измерить результаты учебной работы.
У контроля знаний есть несколько основных функций:
Обучающая:
в процессе контроля происходят систематизация, углубление и закрепление материала;
благодаря контролю знаний могут быть выявлены недочеты и искажения в понимании учебного материала;
в процессе контроля знаний происходит активизация мыслительной деятельности учащихся: развиваются мышление, речь, внимание и память учеников.
Воспитательная:
контроль знаний позволяет каждому ученику увидеть, насколько он преуспел в учебе;
в процессе контроля знаний происходит воспитание чувства ответственности у учеников за свои усилия, дисциплины;
воспитательная функция контроля знаний отвечает за формирование честности, правдивости, взаимопомощи, настойчивости;
контроль знаний побуждает учеников выполнять все виды учебных заданий, воспитывает трудолюбие и привычку к систематизации знаний.
Эта функция особенно важна для учеников начальной школы, поскольку у них еще не в полной мере выработаны навыки учебного труда.
Ориентирующая, или диагностическая, когда контроль знаний:
показывает, насколько уровень знаний учащихся отвечает учебному стандарту;
раскрывает уровень сформированности навыков и умений у школьников, уровень результатов их воспитания и обучения;
информирует учителя о достижении цели обучения отдельными учениками и классом в целом;
позволяет установить пробелы в обучении и выявить область недостаточных знаний учащихся.
выявляет результаты учительского труда и недочеты в его работе;
помогает совершенствоваться педагогическому мастерству учителя.
Развивающая, нацеливающая на:
развитие логического мышления, что способствует распознаванию вопроса или задания, помогает определить, что является причиной, а что следствием;
умение рассуждать, распознавать, сравнивать, сопоставлять, обобщать и делать выводы;
возникновение у учащихся навыков и умений, которые необходимы для решения практических, графических и экспериментальных заданий.
Контролирующая, т.е. выявляющая
состояние знаний, умений и навыков учащихся, которые предусмотрены обучающей программой;
насколько уровень знаний учащихся соответствует данному этапу их обучения.
Давайте подробнее рассмотрим обучающую функцию контроля знаний. В первый раз учитель проверяет усвоение новых знаний сразу же после объяснения материала. Его внимание, прежде всего, обращено на то, как учащиеся поняли и усвоили главное, наиболее существенное в материале.
На данном этапе проверки учитель не только выясняет, насколько ученики поняли материал, но и учит их умению выделять в только что пройденном главное, т.е. производить так называемую "сортировку" материала. Учитель ставит вопросы, ученики отвечают на них, – так происходит выявление самого основного в разобранной теме.
Другие статьи:
Средства вокально-хоровой выразительности
В основе выразительного пения, формирования слуха и голоса лежат вокально-хоровые навыки. По словарю русского языка С.И. Ожегова, навык – это умение, созданное упражнениями, привычками. По психологическому словарю В.П. Зинченко, навык – это приобретенное в результате обучения и повторения умение решать задач ...
Методы и формы подготовки школьников к профессиональному самоопределению
В настоящее время в профориентации можно выделить четыре группы методов: 1) информационно-справочные, просветительские; 2) профессиональной психодиагностики; 3) моральной помощи в конкретном выборе и принятии решения. К первой группе относятся, во-первых, профессиограммы, или краткие описания профессий. Нетр ...