Если в человеке преобладает слизь ("флегма"), то темперамент флегматичный который отличается медленной реакцией, неразговорчивостью, эмоции проявляются замедленно (трудно рассердить, развеселить) обладает высокой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но неспособен быстро реагировать в неожиданных новых ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, и медленно приспосабливается к новым условиям. Настроение ровное, стабильное, при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным.
Если в человеке, по мнению Гиппократа, преобладает черная желчь ("меланхоле"), то темперамент меланхолический.
Такие люди очень чувствительны, даже к слабым раздражителям, поэтому в стрессовых ситуациях (экзамен, соревнования и т. п.) могут ухудшиться результаты деятельности меланхолика по сравнению со спокойной, привычной ситуацией. Повышенная чувствительность приводит к быстрому утомлению, падению работоспособности. Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Склонен отдаваться переживаниям, часто грустен, подавлен, тревожен, неуверен в себе, настроение изменчиво. Обычно не рассказывает о переживаниях, старается не проявлять внешне свои чувства.
Редко встречаются "чистые" типы темперамента, но тем не менее преобладание какого-то из них всегда проявляется в поведении человека.
Подумайте и определите, какой тип темперамента вам присущ. Объясните, почему вы так решили (высказываются желающие).
А теперь с помощью теста давайте определим, в какой мере вы являетесь обладателем каждого из четырех типов темперамента (учащиеся получают карточки с заданиями теста ).
Подтвердились ли ваши предположения относительно вашего типа темперамента? согласны ли вы с результатами теста? (участники обсуждают по кругу).
Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения человека. Знание своего темперамента дает возможность человеку разумно использовать его достоинства и свести к минимуму его отрицательные грани. Понимая каким темпераментом обладают окружающие вас люди и вы сами, можно предвосхитить реакции человека в тех или иных ситуациях, лучше разобраться в себе самом, научиться оценивать другого не с позиции "плохой", "хороший", а с той точки зрения, что он не такой, как вы, и может быть потому с ним трудно в общении.
Итоговая рефлексия. Как вам могут помочь знания и опыт приобретенный на занятии?Каких трудностей вы сможете избежать?
Домашнее задание: Определите темпераменты ваших близких людей (2-5 человек) сначала исходя из собственных наблюдений, затем с помощью тестов и сравните результаты. Какие черты присущие их темпераменту, наиболее ярко проявляются в поведении.
Занятие 3. Уверенность в себе.
Цели - развитие навыков ведения позитивного внутреннего диалога о самом себе;
- развитие способности к самоанализу;
-дать опыт проживания психологических состояний, неуверенности, самоуверенности, уверенности в себе исследовать стили общения соответственно этим состояниям;
-повышение самооценки.
Разминка.
Упражнение "Построиться по росту" .
Упражнение "Аплодисменты".
Обсуждение домашнего задания.
Основное содержание занятия.
Упражнение "Кто похвалит себя лучше всех или памятка на "черный день".
Упражнение "Неуверенный - уверенный - самоуверенный".
Упражнение "Нобелевская премия".
Итоговая рефлексия. Что дает вам уверенность в себе?
Домашнее задание. Понаблюдайте за собой. В каких ситуациях вы чувствуете себя неуверенно? В чем причина?
Занятие 4. Просьба.
Цель - научиться правильно формулировать просьбу.
Разминка Обсуждение домашнего задания.
Основное содержание занятия.
Ведущий:
Часто каждый из нас обращается с просьбами к окружающим. И много зависит от того, как мы просим человека о каком-либо одолжении, каким тоном, в какой обстановке, с каким настроением излагаем мы свою просьбу. Человеку, который умеет просить так чтобы ни он сам, ни тот к кому адресована просьба не чувствовал себя "использованным" гораздо легче в этой жизни. В нормальных отношениях между людьми каждый свободен просить у другого чего он хочет. А тот свободен сказать "да" или "нет" в соответствии со своими желаниями. Однако не всякая просьба является просьбой. Искренняя просьба - это честное выражение своей позиции и своих желаний сделанное в такой форме, что другой человек волен согласиться или отказать, поскольку вы просите его высказать свою позицию и свои желания. Часто мы выражаем скорее требование, чем просьбу. Но требование - это нечто иное. Оно уместно, когда ранее был заключен договор, и пришло время выполнять договоренность. Или когда участник диалога не считает, что у партнера есть выбор в данной ситуации.
Другие статьи:
Формирование коммуникативных компетенций учащихся: подходы, задачи,
принципы
Формирование ключевых компетенций становится сегодня главной целью обучения, так как дает ученику возможность повысить свои учебные достижении решает вопросы снижения дефицита общения в обществе. Формирование компетенций учащихся в процессе обучения представлено в документах об образовании: "Стратегии с ...
Моделирование уроков русского языка с использованием приемов развития
познавательных интересов младших школьников с нарушением интеллекта
На формирующем этапе эксперимента с детьми экспериментальной группы мы начали проводить занятия, направленные на развитие познавательных интересов. Для развития познавательной активности учащихся мы применяли на занятиях разные приемы, которые способствовали привлечению внимания школьников к урокам русского ...