Формы и методы управления развитием коллектива учащихся старших классов

Педагогика как наука » Формы и методы управления развитием коллектива учащихся старших классов

Воспитательный процесс в современной российской школе под влиянием ряда объективных социально-экономических факторов претерпевает значительные изменения. Усиливается тенденция к повышению воспитательного потенциала современных школ за счет создания в них гуманистических систем. Вместе с тем появилась тенденция к крайней индивидуализации в воспитании подрастающего поколения. В результате разрушаются межличностные отношения, усиливается отчуждение среди молодого поколения.

Кризис детских общественных и политических организаций в школе - с одной стороны, провозглашение индивидуализма с другой, вступают в противоречие с объективно существующей потребностью учащихся разного возраста в общении, в совместной деятельности, в общих эмоциональных переживаниях, в коллективе сверстников. Для педагогов ученический коллектив выступает в качестве инструмента организации и совершенствования воспитательного процесса, направленного на личностное развитие входящих в него школьников.

Основным структурным элементом школы является класс. Он существенный фактор воспитывающего влияния школы на учащихся, здесь складывается определенная система межличностных отношений влияющих и весьма действенно на процессы индивидуального развития входящих в него школьников.

Школьный класс это потенциальный коллектив, в котором при его достаточно высоком уровне развития складываются отношения ответственной зависимости, взаимопонимания, взаимоуважения, существуют условия для творческого самовыражения личности, самореализации, ученик ощущает свою защищенность, причастность к коллективу.

В случае, если этого не происходит, школьник ощущает постоянный дискомфорт, который может влиять на результаты учебы, и часто приводит к поиску возможности самоутверждения в различных неформальных объединениях, группах не всегда благоприятно влияющих на личность школьника.

Исследования, проведенные нами в 11 классе 99 школы показали: только 8 % учащихся считают свой класс дружным, а 36 % говорят о часто возникающих ссорах в классе; 44 % учащихся отмечают, что провинившиеся ученики за свои проступки в ответе только перед директором, завучем и учителем, а одноклассников это не беспокоит. В 38 % случаях помощь оказывается лишь по просьбе ученика, а в 28 % случаях только по настоянию классного руководителя. Только 12 % учащихся удовлетворены своим участием в жизни класса, а 32 % могли бы сделать для класса больше. Способности и возможности только 8 % учащихся реализуются в классе. Уровень ценностно-ориентационного единства класса (С=0,28) также свидетельствует о низком уровне развития класса как коллектива. При этом учителя отмечали, что данный класс является наиболее дружным из всех 10-11 классов.

Противоречие между стремлением старших школьников к совместной деятельности, к установлению атмосферы сотрудничества, доброжелательности в классе, к реализации своих возможностей и способностей и недостаточно высоким уровнем развития коллектива на практике не позволяющим реализовать данные стремления и потребности, актуализирует для педагогической теории и практики данную проблему. Научного разрешения требует на наш взгляд вопрос выявления современных форм и методов педагогического управления развитием коллектива в старших классах.

На основании проблемы нами была определена тема: "Педагогическое управление развитием коллектива в старших классах".

Объектом исследования выступает учебно - воспитательный процесс в общеобразовательной школе.

Предметом исследования является педагогическое управление развитием коллектива.

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и частично апробировать формы и методы управления развитием коллектива учащихся старших классов, в частности, разработать методические рекомендации по организации группового взаимодействия старшеклассников.

Гипотеза: педагогическое управление развитием коллектива старшеклассников обеспечивает его положительную динамику если:

1. В учебную и внеучебную деятельность старшеклассников включены групповые формы работы;

2. Разработан и внедрён в образовательно-воспитательный процесс школы спецкурс "Учимся жить дружно", с целью формирования у старшего школьника позитивного отношения к окружающим, развития чувства собственного достоинства, умения уважать достоинство других;

3. Учащиеся включены в разнообразную внеучебную и внепредметную деятельность, с целью реализации индивидуальных возможностей и способностей.

Цели и гипотеза определили следующие задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования коллектива.

2. Изучить особенности старшего школьного возраста в русле данной проблемы.

3. Выявить содержание педагогического управления.

4. Разработать и частично апробировать формы и методы педагогического управления развитием коллектива в старших классах.


Другие статьи:

Из истории хорового пения
К идеям эстетического воспитания средствами певческого искусства обращались философы, педагоги, музыканты, социальные реформаторы всех времен. Существенным было отношение и к музыке. Аристоксен (ок.354-ок.300 до н.э.) говорил, что пифагорейцы осуществляют очищение тела посредством врачевания, а очищение души ...

Вальдорфский детский сад УВК «Ступени»
состоит из трех групп: - одной ясельной для детей 2 – 3,5 лет - двух разновозрастных для детей 3 – 7 лет. Жизнь группы детского сада основана на семейном принципе: • домашняя атмосфера. • дети разного возраста, как в большой семье, • празднование дней рождений, • встреча праздников вместе с родителями. • игр ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru