Развитие речи детей в онтогенезе

Страница 1

У большинства детей звукопроизношение к 4-5 годам достигает языковой нормы. Однако все дети разные, и некоторые, в силу разных причин, продолжают неправильно произносить звуки. Для определения и различения звуков речи опорными являются не только артикуляционные, но и акустические признаки. Без опоры на эти признаки невозможно различение звуков на слух, что необходимо для успешного усвоения детьми правильного произношения.

Анализ классификации звуков русского языка показывает, что успешное овладение ребенком фонематической системой языка требует большой работы по развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов. Поэтому у детей необходимо развивать фонематический слух, т.е. способность различать и воспринимать звуки речи, соотнося их с фонетической системой данного языка.

С самого раннего детства нормально развивающийся ребенок слышит звуки окружающего мира, видит артикуляционные движения губ взрослых и пытается им подражать. Индивидуальный вариант звучания фонем определяется не одним признаком, а целой совокупностью, включающей не только слышимые компоненты, но и зрительный образ, и двигательные ощущения при звукопроизношении. Для определения и различения звуков речи опираются не только на их артикуляционные, но и на акустические признаки. Без опоры на эти признаки невозможно проводить работу по противопоставлению, необходимую для успешного усвоения детьми правильного произношения.

Овладение произношением осуществляется по определенной программе. На ранних этапах речевого развития внимание детей сосредотачивается на интонационно-ритмических структурах родного языка. Комбинируя слова в самостоятельные речевые построения, дети не могут переконструировать формы слов в связи со своим собственным высказыванием. В результате чего возникают оригинальные грубо аграмматичные конструкции из неизменяемых слов-корней, употребляемых только в одном каком-либо виде.

Переломным моментом в развитии речи является вычленение ребенком из слитного языкового материала морфологических элементов и их синтезирование в собственном высказывании, что выражается в умении правильно изменять слова по падежам, лицам, числам, временам и т.д.

С момента появления в речи разрядов слов, употребляемых в 2-3 формах, наступает скачок в развитии. Это выражается в быстром усвоении разных форм словоизменения и словообразования . Параллельно этому процессу идет процесс усвоения звуков русского языка, который завершается (в случаях отсутствия нарушений со стороны артикуляционного аппарата) вместе с усвоением сложных типов предложений. Усвоение фонетики в основном определяется речедвигательной сферой и зависит от артикуляционной сложности произносимого звука.

Овладение артикуляцией имеет значение не только для выработки правильного произношения звуков, - оно является этапом в развитии у детей обобщенных представлений о звуке, так как приучает их сознательно выделять звукообразующие элементы. Слуховое восприятие в процессе овладения детьми произношением выступает в роли постоянного стимула для приближения артикуляционного уклада к тому, который соответствовал воспринимаемому образцу.

Фонетические нарушения могут различаться по частоте случаев. Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка, например [м, н, т, п]. Чаще всего дефекты произношения встречаются при формировании трудных по артикуляции звуков. Чем сложнее способы артикуляции звука, тем позже и труднее устанавливается у ребенка правильное его произнесение, и тем многообразнее будут дефекты произношения этого звука.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Методические рекомендации для социальных педагогов по адаптации детей младшего школьного возраста разведенных родителей
Анализ литературы по проблеме исследования, результаты диагностики послужили основанием для составления методических рекомендаций для социального педагога по организации социально – педагогической деятельности по адаптации детей младшего школьного возраста разведенных родителей. Индивидуальные рекомендации п ...

Особенности физического развития детей с патологией развития опорно-двигательного аппарата
Поражения опорно-двигательного аппарата можно разделить на виды: - Церебральное поражение; - Спинальное; - Ампутационное. Церебральное поражение – множественные двигательные расстройства, гипертонус мышц, развития контрактур, нарушение координации движений, атрофия мышц, двигательные расстройства, сопровожда ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru