Проблема воспитания способности детей к творчеству — одна из актуальных проблем современной педагогики. Задача формирования и развития творческих способностей остро стоит перед учителями и педагогами, работающими с младшими школьниками, поскольку именно в этом возрасте у детей закладываются способы учебной работы, умение мыслить, рассуждать, творчески подходить к решению проблем.
Одним из средств формирования способностей младших школьников к творчеству является ИГРА. Эффективность воспитания творчества в детях через игру определяется как возрастными способностями младшего школьного возраста, так и потенциальными возможностями игровой деятельности, творческой по своей сути. По мнению А. Н. Лука, "детские игры с их свободным полетом фантазии, верой в реальность этой фантазии и в то же время с признанием каких-то правил и ограничений имеют несомненное сходство с творческим процессом и служат хорошей школой творческого мышления". Поэтому, считает психолог, детские игры, умело направленные воспитателем, могут стать важнейшим средством, инструментом воспитания тех качеств, которые необходимы или способствуют творчеству. Созданная игрой творческая поисковая атмосфера удовлетворяет возрастные потребности младшего школьника в познавательной активности.
Среди большого разнообразия игр, вызывающих интерес у младших школьников, мы отмечаем интеллектуально-развивающие игры, которые таят в себе большие потенциальные возможности творческих проявлений детей. Игровая творческая задача этих игр заключается в развитии операциональной стороны интеллекта, психических функций, приемов и операций умственной деятельности. Характерной чертой интеллектуально-развивающих игр является наличие в них не какого-либо познавательного содержания, а скрытых путей решения игровой задачи, что требует смекалки, сообразительности, нестандартного творческого мышления.
Рассмотрим один из видов интеллектуально-развивающих игр — игры со словами и буквами. Игровая творческая задача этих игр предполагает комбинирование слов из ограниченного сочетания букв, составление слов по определенному правилу, расшифровку слов по определенному правилу, расшифровку слов, фраз, превращение слов в другие путем перестановки или добавления букв, отгадывание слов и т. п.
В игре принимают участие двое или группа играющих. В начале игры произвольно подбирают слово, состоящее из определенного количества букв. Из букв выбранного слова составляются (набираются) другие слова. Выполняемые действия напоминают работу наборщика в типографии. Как правило, используются только имена существительные нарицательные в единственном числе, в именительном падеже. Выигрывает тот, у кого окажется больше набранных слов. Однако часто учитывают и оригинальность слов, и количество букв в них. Например, если играют четверо, слово, найденное одним участником, оценивается в три очка, двумя — в 2 очка, тремя— в одно очко, а если оно записано всеми, то просто вычеркивается (0 очков).
Например, из набора букв слова сверло можно составить слова: село, лов, ров, вор, сев, вес, весло.
256
Составь слово
На карточках, изготовленных из плотного картона размером 2x2, написаны буквы. Их должно быть такое количество: А — 12 шт., Б — 8, В — 16, Г — 6, Д — 6, Е — 8, Ж - 3,3 - 3, И — 8, И - 2, К - 8, Л - 8, М - 8, Н-8,0 - 10, П - 6, Р - 8, С - 8, Т - 6, У - 5, Ф - 2, X -2, Ц— 2, Ч - 4, Ш - 5, Щ - 2, Н - 3, Ь - 2, Ъ - 2, Э — 3, Ю — 3, Я — 6. Итого — 184 карточки.
Играть могут от 2 до 6 человек. Карточки перетасовать, положить на стол буквами вниз и развернуть большим кольцом. Каждый из играющих берет одну карточку и кладет ее в середину круга буквой вверх. Когда это сделано, участники игры стараются из положенных в кругу букв составить какое-то слово. Например, открыты карточки с буквами: А, Л, С, М, Ь, О. Из этих букв можно составить слова мол, лом, сало, лось, соль, смола и др.
Тот, кто первым назовет слово, забирает себе все нужные для его составления буквы и кладет перед собой составленное из них слово так, чтобы всем играющим оно было хорошо видно. Может случиться, что двое играющих одновременно подберут подходящие слова, которые были уже кем-то составлены раньше. Этого делать нельзя.
Другие статьи:
Методологические аспекты развития научно – технического творчества учащихся
Сложному механизму творческого мышления присущи интуиция и логика. Мышление начинается там, где есть проблемная ситуация, предполагающая поиск решения в условиях неопределенности, дефицита информации. Интуиция имеет материалистическое объяснение и представляет собой быстрое решение, полученное в результате д ...
Использование игр-загадок, головоломок, кроссвордов и ребусов
в театральной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Для построения формирующего эксперимента нам необходимо было определить степень знакомства ребят с театром и основными театральными профессиями, ребусами и кроссвордами; наличие условий в группе для использования игр-загадок, кроссвордов, ребусов в работе с детьми, отношение взрослых(педагогов и родителей) к ...