Страны присоединяются к Болонскому процессу на добровольной основе через подписание соответствующей декларации. При этом они принимают на себя определённые обязательства, некоторые из которых ограничены сроками:
с 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра;
до 2010 года реформировать национальные системы образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации.
Участниками Болонского процесса являются 47 стран (2011 год) и Европейская комиссия. Таким образом, Монако и Сан-Марино — единственные члены Совета Европы, не участвующие в процессе. Все страны — члены Европейского союза задействованы в процессе.
Основными положениями Болонского процесса являются:
-введение многоуровневой системы высшего образования для обеспечения совместимости уровней образования.
-Разработка единого стандарта Приложения к диплому (Diploma Supplement) об академической квалификации выпускника.
-принятие системы ECTS за основу, для единого определения объема полученных знаний в зачетных кредитных единицах.
-соблюдения Лиссабонской конвенции странами участницами для содействия академической и студенческой мобильности.
-повышения качества образования, конкурентоспособности вузов, подготовка квалифицированных специалистов.
-прохождение процедуры аккредитации вузами и аккредитация учебных программ.
В России в настоящее время действуют следующие системы высшего профессионального образования:
-непрерывной подготовки дипломированных специалистов со сроком обучения 5 лет,
-двухступенчатой, с присвоением выпускнику степени (квалификации) "бакалавра"- срок обучения 4 года, и "магистра"- срок обучения 6 лет.
Практическая реализация этих подсистем в России осуществляется по разным схемам:
независимые траектории обучения по подсистемам бакалавров и специалистов, не имеющим общих частей;
- совмещенные траектории обучения на первых (с 1-го по 2-й или 3-й курс) с последующим разведением потоков специалистов и бакалавров на старших курсах, чему способствуют государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, введенные в 2000 г.
Необходимо отметить важность обращения участников к Лиссабонской конвенции, поскольку конвенция в отличие от декларации (заявления о намерениях), является юридическим документом обязательного действия.
Ратификация в России Лиссабонской конвенции произошла несколько лет назад. Но несмотря на принятие конвенции у нас пока не разведены сколько-нибудь четко понятия академической и профессиональной квалификаций. В Лиссабонской конвенции академической квалификацией называется документ, выдаваемый по окончании высшего учебного заведения, в России- запись в документе.Наша запись говорит, скорее, о профессиональной квалификации, которая может быть, а может и отсутствовать в документе, выдаваемом учебным заведением. В последнем случае документ о профессиональной квалификации в случае необходимости выдаётся соответствующим профессиональным сообществом (как правило, после получения соискателем такой квалификации некоторого опыта работы по окончании теоретического обучения).
Тем не менее, можно со всей определённостью сказать, что положение Болонского процесса о сопоставимости систем высшего образования через специальным образом оформляемое Приложение к диплому (Diploma Supplement) не только не является чужеродным для российской высшей школы, но и, наоборот, во многом творчески заимствована из нашей практики многих десятилетий. Именно подробные сведения о всём процессе обучения, приводимые во Вкладыше или Приложении к диплому, позволяют разгрузить сам диплом от избыточной для этого документа информации о "квалификации". Приложение это хорошо известно российским работодателям и при необходимости используется ими при принятии решений по кадровым вопросам.
Базовые программы бакалавра исчисляются в кредитах -180 -240 кредитов ECTS, магистерские - в 60-120 кредитов. В странах Европы от 34 до 40 рабочих недель в год, включая период сессий. Принимая, что в неделе содержится от 40 до 42 (астрономических) часов, количество официальных часов за год было рассчитано в объёме: 34/40 * 40/42 = от 1360 до 1680 (среднее число 1520). Таким образом, при количестве кредитов за год 60, один кредит составляет (1360/1680 : 60) от 23 до 28 астрономических часов нагрузки, включая аудиторные занятия, самостоятельную работу и другие типы деятельности.
Наши 36 академических часа продолжительностью по 45 минут точно укладываются в указанный диапазон. Расчет таков, из 52 недель, составляющих календарный год, необходимо вычесть 2 недели зимних каникул и 8 недель летних каникул. Также вычитаются нерабочие дни, остается 40 недель на все виды учебной работы (теоретическое обучение, сессии, практики и итоговая аттестация).Такое распределение предусмотрено государственным обязательным стандартом высшего профессионального образования .Цена одной зачетной единицы в неделях будет вычитаться по формуле 40 недель : 60=0,7. При продолжительности одной рабочей недели студента (включает аудиторную и самостоятельную работу) примерно 40 астрономических часов (54 академических часа) получается базовое отношение: 36 академических часов равны 1 зачетной единице (54 * 0,7 = 36,18.). ECTS: европейская система зачетных единиц (кредитов).
Другие статьи:
Знакомство с понятием «ударение» в 1 классе
Период обучения грамоте – исключительно важный этап в формировании личности каждого ребёнка. Именно с уроков обучения грамоте начинается его школьная жизнь, на них он учится читать и писать, тем самым открывая себе путь к дальнейшему образованию. Навык постановки ударения по программе «Школа 2100» формируетс ...
Психология ухода за пациентами
Постоянное присутствие и контакт с пациентом делают медицинскую сестру основным звеном между ним и внешним миром. Больше всех в этом процессе выигрывает пациент. Сестра в значительной мере должна обладать педагогическим тактом. Она должна уметь общаться с пациентами, снисходить к их капризам и всегда помнить ...