В ходе данного исследования базой практики выступило Муниципальное Образовательное Учреждение «Калининская средняя общеобразовательная школа», исследование проводилось в третьем классе на уроках музыки.
В связи с темой квалификационной работы пред нами стоит задача – на практике проверить выдвинутую нами гипотезу. Мы полагаем, что процесс развития вокально-хоровых навыков будет эффективным, если:
- учитывать психолого-педагогические особенности детского возраста, психологию пения;
- использовать специальные вокально-хоровые упражнения, методы и приемы развитию певческих навыков.
Для того чтобы проследить формирование певческих навыков у школьников, необходим опыт работы. В своих исследованиях я опиралась на практический опыт педагогов-музыкантов и опыт работы учителя музыки в данной школе.
На первом этапе исследования было осуществлено знакомство с детьми данного класса, изучены их способности и увлечения, программа обучения. Для этого нами был проведен тест-опросник Владимира Петровича Анисимова на выявление когнитивного компонента музыкально-эстетических ориентаций детей. Данная работа проводилась в начале учебного года. По словам учителя музыки, не все учащиеся умеют правильно реализовать певческие навыки, следовательно, не имея успех в певческой деятельности, теряют интерес к пению.
Отсутствие у детей навыков грамотно, выразительно и эмоционально петь побудили провести методическую работу по развитию вокально-хоровых навыков на уроках музыки, применить упражнения на занятиях. Эта работа проводилась на втором этапе исследования.
На третьем этапе подведены результаты педагогического эксперимента.
Значительное место в системе хорового обучения школьников занимают вокально-хоровые упражнения. Вокально-хоровые упражнения можно разделить на две основные категории. К первой относятся те, которые применяются вне связи с каким-либо конкретным произведением. Они способствуют последовательному овладению средствами вокально-хоровой выразительности, достижению высокого уровня художественного исполнения.
Упражнения второй категории направлены на преодоление конкретных трудностей при разучивании какого-либо произведения. Эти упражнения служат более узким задачам.
Для развития каждого из средств вокально-хоровой выразительности: дыхания, артикуляции, звукообразования и других, необходим комплекс упражнений. В своем исследовании я опиралась на работы новосибирского ученого В.В. Емельянова, педагогов-музыкантов Г.А. Струве, Ю.Б. Алиева, П.Г. Чеснокова, К.И. Плужникова, А.Н. Стрельниковой.
Одна из задач, стоящая перед школьными занятиями музыкой – научить каждого ученика владеть певческим голосом. Можно считать, что способность к пению так же естественна, как и способность к речи. Разница заключается в том, что говорить учатся все, а петь – сравнительно немногие. Поэтому, неспособность управлять своим голосом у некоторых учащихся в начале занятий оказывается результатом невнимательности и поддается исправлению и развитию.
Цель вокальных упражнений - вырабатывание певческих навыков, которые помогают ученику передать художественный образ песни, содержания хорового произведения. Участие в пении является одним из ведущих средств слухового и вокального воспитания. Выразительность, осмысленность во время пения растет с повышением индивидуальной музыкально-хоровой культуры.
Эти задачи мы пытались реализовать на занятиях музыки в процессе педагогической практики.
Целью практической части нашего исследования явилось развитие вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста. Мы предполагаем, что если правильно подобрать методические упражнения и выработать системный подход к их применению, то качество развития навыков будет лучше. Каждый в отдельности навык можно развить и добиться при этом хороших результатов.
На данном этапе мы учитывали особенности программы обучения данного класса, интересы детей в данном классе, способности класса и каждого ребенка в отдельности.
Были проведены следующие беседы:
Из беседы с классным руководителем, мы узнали, что дети в данном классе по темпераменту сильно отличаются, их увлечения различные. В целом класс дружный, но случаются конфликты. Классный руководитель считает, что это может быть связанно с различием интересов и темперамента.
Преобладающей оценкой в учебе у большинства членов группы является хорошо.
Как считает классный руководитель, ребята способные, но, иногда ленятся, что приводит к непониманию учебного материала или отставанию у отдельных личностей. В музыкальной школе занимается три человека, из них один мальчик.
Из беседы с учителем музыки и преподавателями сольфеджио, музыкальной литературы и хора мы узнали, что в школе достаточно детей, которые с удовольствием занимаются в музыкальной школе - это положительный момент. И, по их мнению, дети способные, и если у них есть желание заниматься музыкой, из способности развиваются очень хорошо. Дети в 3 классе занимаются по классу фортепиано и домры уже второй год и активно участвуют в делах школы. На их взгляд, работа с детьми проводится глубокая и основательная. Дети занимаются с интересом.
Другие статьи:
Содержание практики
Учебно-ознакомительная практика предусматривает: 1) предварительное составление студентом списка литературных источников по выбранному направлению; 2) посещение им организаций (не менее трех), деятельность которых соответствует выбранному студентом направлению, и сбор информации о них; 3) прохождение практик ...
Внеклассные занятия по сказкам Х.К. Андерсена как средство развития интереса к литературе у учащихся 5 класса
Развивать интерес к литературе - задача на сегодняшний день очень актуальная, так как в век информационных технологий искусство слова для учащихся уходит на второй план, уступая место телевидению и компьютеру. Актуальность задачи обусловлена ещё и тем, что интерес выступает как очень важный элемент в иерархи ...