70-80-е годы являются точкой отсчета структурного и содержательного преобразования высших школ западноевропейских стран. В настоящее время в большинстве этих стран функционирует многоуровневая система подготовки, введена система сопоставимых зачетных единиц (кредитов). Решена проблема взаимного признания квалификаций.
Содержание и установки Болонского процесса представляются как естественный этап практического осуществления стыковки уже существующих систем высшего образования в соответствии с новыми геополитическими и экономическими реалиями, установившимися на европейском континенте. Наиболее заметны эти преобразования в трех крупнейших странах Европы-Франции, Германии и Великобритании.
В Болонской декларации необходимость "установления системы однозначно воспринимаемых и сопоставимых квалификаций" сформулирована в качестве первоочередного шага на пути создания единого европейского пространства высшего образования. Без этого считается невозможным дальнейшее расширение мобильности, облегчение процедур признания и принятие согласованных критериев и механизмов оценки качества образования как обязательного условия достижения соответствия европейского высшего образования требованиям рынка труда и повышения его конкурентоспособности и привлекательности.
В мировой системе высшего образования, кроме ECTS, широко используются и другие системы кредитов. В приложении 1 приведены основные характеристики используемых кредитных единиц в мировых системах высшего профессионального образования. В приложении 2 приведены сведения об использовании ECTS и их соотношение с национальными кредитами в странах Евросоюза.
Во многих отношениях, Болонский процесс стал революционным в области европейского высшего образования. Его начало можно отнести ещё к середине 1970-х годов, когда Советом министров Европейского союза была принята резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Затем четыре из министров ( Франция, Германия, Великобритания, Италия) образования, участвовавших в праздновании 800-летия парижского университета Сорбона в 1998 году, сошлись мнениями о том, что сегментация европейского высшего образования в Европе мешает развитию науки и образования. Ими была подписана Сорбонская декларация (англ. Sorbonne Joint Declaration, 1998). Решение участвовать в добровольном процессе создания Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) было оформлено через год в Болонье, представителями 29 стран (Болонская декларация, 1999). В настоящее время очевидно, что это было уникальное соглашение, так как сегодня процесс включает в себя 47 стран-участниц, из 49 стран, которые ратифицировали Европейскую культурную конвенцию Совета Европы (1954). Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда было подписано Болонское соглашение. Болонский процесс открыт для присоединения других стран.
Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В 2005 году в Бергене Болонскую декларацию подписал министр образования Украины. В 2010 году в Будапеште было принято окончательное решение о присоединении Казахстана к Болонской декларации. Казахстан — первое центральноазиатское государство, признанное полноправным членом европейского образовательного пространства.
Все положения Болонской декларации, были установлены как меры добровольного процесса согласования, а не как жесткие юридические обязательства. В рамках Болонской декларации, раз в два года проводятся конференции министров, министры выражают свою волю посредством коммюнике.
Другие статьи:
Рейтинговый контроль
Такой вид контроля знаний, как рейтинговый особенно практикуется в высших учебных заведениях США и распространился там в 60-е гг. XX в. В настоящий момент такой контроль применяется и в средней школе. В России в обычных школах он встречается редко, а вот в специализированных гимназиях рейтинговым контроль до ...
Планирование и организация исследования по развитию
вокально-хоровых навыков на уроках музыки
В ходе данного исследования базой практики выступило Муниципальное Образовательное Учреждение «Калининская средняя общеобразовательная школа», исследование проводилось в третьем классе на уроках музыки. В связи с темой квалификационной работы пред нами стоит задача – на практике проверить выдвинутую нами гип ...