показываемый объект должен быть хорошо виден всем учащимся;
ни в коем случае не допускать предварительный осмотр показываемого материала ученикам. Так как у таких детей свои определенные особенности восприятия, то нужное пособие необходимо показывать только в сам момент объяснения;
каждый ученик должен работать в соответствии с поставленными задачами и обратить внимание на те части демонстрируемого объекта, которые связаны с темой урока;
ученикам важно дать задание - описать объект словами, что поспособствует развитию наблюдательности и формированию правильной, логичной речи;
ученики должны сформулировать итоги своих наблюдений на максимальном и доступном для них уровне.
Показывать объект можно до или после объяснения учебного материала. Показ натуральных объектов может способствовать развитию представлений учеников об окружающем мире. Исследование объектов может способствовать развитию круга базовых представлений, обогащает чувственный опыт детей, с проблемами в развитии, дает определенный материал для развития и коррекции речи учеников. Показ модели на начальной ступени проводится непосредственно с показа природных объектов. Сначала необходимо берут уменьшенные копии натуральных вещей. Так, можно развивать у детей умение сравнить и соотнести натуральный объект с его моделями. На следующем этапе необходимо перейти от работы с отдельными предметами к работе с группами предметов.
Лабораторные опыты важны в работе с умственно отсталыми учащимися. Они помогут развивать навыки самостоятельной работы и наблюдательности. Первые лабораторные работы должны проводиться в качестве работы-наблюдения, в ходе которых накапливается фактический материал. На основании всех этих материалов учащимся могут сделать необходимый вывод. Еще один вид лабораторных работ должен применяться в обучении учеников с недостатками в развитии работы-подтверждения сформулированных педагогом правил, выводов.
Экскурсия в качестве метода обучения имеет довольно большое распространение в коррекционных школах восьмого вида. Экскурсии могут быть как общеобразовательной направленности, так и иметь особое учебные назначения. Каждый вид экскурсий требует особой подготовки. По ходу экскурсии учащиеся учатся наблюдать объекты в настоящих условиях.
Применение методов наглядности в обучении таких особых учащихся создаются условия для полного усвоения ими необходимого материала. Использование таких методов позволяет подготовить учеников к изучению более сложной техники в процессе обучения. Зрительные образы важно создать для лучшего усвоения материала, и они лучше формируются и дольше сохраняются в памяти, чем созданные только на базе речевых сообщений; вот так объясняется эффективность применения наглядных пособий. Применяя наглядные средства, необходимо учесть особенности восприятия детей с отклонениями:
неполные ответы формируют определенные образы (мелкие детали опускаются, пропорции, размеры деталей нарушаются);
связь органов восприятия с предыдущим опытом неполноценна;
связь между формируемым предметным образом и функциональным назначением предмета недостаточно осознана;
мысленное создание образов объемных предметов могут вызывать определенные трудности;
свойства предмета могут неполно отражаться в речи учеников;
предметные образы довольно трудно удерживаются в долговременной и оперативной памяти.
Самыми важными становятся наглядные пособия в преподавании предметов природного цикла, которые направлены на формирование знаний естественно - научного цикла. Но, знания об окружающем мире и природе у учеников с нарушениями интеллектуального развития ограничены, если их сравнивать с учащимися других типов школ. Полученные учащимся сведения меньше в объеме и ограничиваются в глубине раскрытия причинно-следственных связей. Они упрощены по структуре и содержанию предлагаемой информации. Дети с нарушениями интеллектуального развития не могут изучать такие предметы, как физика и химия, но исследования показали, что таким учащимся можно дать возможность для усвоения элементов физики. Знания по естественным наукам в коррекционной школе восьмого вида в формируются на материале таких наук, как, естествознание и география. Но даже по этим предметам объем знаний в такой школе ограничен, и количество специальных терминов сильно уменьшено.
Другие статьи:
Значение слухового контроля для восприятия речи
Ребенок уже в самом начале развития речи, сталкивается с необходимостью различать относительно близкие в акустическом отношении звуки. Многие исследователи детской речи, в том числе и А.Н.Гвоздев, приходят к выводу о том, что слуховой анализатор ребенка развивается рано, значительно раньше, чем речедвигатель ...
Технология социальной работы с семьями детей с ограниченными возможностями
здоровья
социальная работа дети задержка здоровье Прежде чем, приступить к рассмотрению непосредственно технологии социальной работы, необходимо дать определения. Итак, социальные технологии — это система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельност ...