Обучение и воспитание в детских садах для детей с косоглазием и амблиопией направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной работы по исправлению косоглазия и амблиопии, а также успешную подготовку детей к обучению в школе. Успешность решения всех этих задач зависит от решения их в тесной взаимосвязи. В связи с этим является важным развитие зрения и зрительного восприятия, так как неполноценность первого обуславливает недостаточное развитие второго, поэтому одной из специальных задач коррекционно-воспитательной работы в детских садах для детей с нарушением зрения является развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций.
Для развития зрительного восприятия, активизации зрительных функций необходимо использовать все виды детской деятельности: игру, труд, занятия и бытовую деятельность. Это обеспечит детям формирование практических навыков и умений пользоваться неполноценным зрением для удовлетворения различных жизненно важных потребностей.
Комплексный подход к организации занятий по математике предусматривает не только упражнение зрения, развитие зрительных возможностей и формирование математических представлений, но и обеспечивает развитие и активное включение в процесс познания сохранных анализаторов и речи как эффективных средств компенсации зрительной недостаточности. Полисенсорный характер отражения окружающего мира способствует более полному познанию, уточнению и обогащению представлений и формированию целостных, адекватных действительности образов.
Формирование целостного и полного восприятия является важной задачей в развитии познавательной деятельности детей с нарушением зрения. При обучении таких детей необходимо применять упражнения на формирование способов зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, являющихся основой элементарных математических представлений. Задания и упражнения на активизацию зрительных функций и развитие зрительного восприятия служат не только формированию перцептивных действий, но и способствуют формированию мышления ребенка. Комплексность занятий по математике обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении признаков и свойств предметов. И в то же время у них развивается зрительное внимание и зрительная память.
Рассмотрим на конкретных примерах сочетание задач формирования элементарных математических представлений, коррекции вторичных отклонений в развитии и лечебно-воспитательной работы на занятиях по математике в подготовительной к школе группе детского сада. Для упражнения составления числа из двух меньших чисел можно предложить задание на обводку по контуру предметных изображений соответствующего размера и количества. Например, чтобы составить число пять, надо обвести по контуру три квадрата и две пирамидки. В процессе обводки активно упражняется зрение, закрепляются представления о числе. На этом же занятии, если отдельным детям с близорукостью нужен охранительный зрительный режим, подобное задание они выполняют с предметами или игрушками. Действуя с этими объектами, дети при помощи педагога уточняют их характерные признаки и свойства, что способствует обогащению зрительных впечатлений у детей.
Обучая сравнению двух множеств, смежных чисел, можно использовать рисование по контуру, выкладывание чисел из геометрических фигур, реальных предметов, игрушек, штриховку готовых контурных изображений и др. Например, на листе бумаги нарисованы две полоски. На верхней полоске следует изобразить пять квадратов, на нижней – шесть кругов, сравнить числа, уравнять их, дорисовав один квадрат с шестым кругом и т.д. В данном задании решались задачи формирования счетной деятельности и активного упражнения зрительных функций: выделения, прослеживания, фиксации и т.д., – так как рисование геометрических фигур, проведение прямых лилий обеспечивают зрительный анализ формы объектов и пространственной ориентации на микроплоскости. Кроме того, включение рисования способствует закреплению навыков изобразительной деятельности и является упражнениями для руки в плане подготовки к письму в школе.
Широкое применение на занятиях по математике могут получить задания на развитие глазомерных возможностей, формирование умений соразмерять различные по величине предметы и объекты окружающей действительности. Проиллюстрируем это на примере. Детям предлагается обвести по контуру три разного размера изображения рыбок. Разместив их в один ряд. Затем дети под каждой рыбкой рисуют прямоугольник (аквариум), соответствующий размеру рыбки. Можно давать различные варианты подобных заданий. Когда дети подбирают домики и матрешки, иллюстрации к страницам книги соответственно величине книги. Применяя на занятиях по математике разнообразные наборы вкладышей: шары вставляются в лунки, геометрические фигуры – в прорези, карандаши разного размера – в свои ячейки и т.д., – можно обеспечить условия для формирования глазомерных возможностей и представлений о величине предметов.
Другие статьи:
Методические рекомендации к урокам проверки знаний, умений и навыков
учащихся по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии»
Проверка знаний, умений и навыков учащихся является важным процессом, определяющим результативность и эффективность обучения. Она имеет не только обучающее, но и воспитательное значение. В процессе проверки перед учителем открываются возможности для совершенствования процесса обучения, потому что она – дейст ...
Заболевания и сроки возобновления занятий физической
культурой
Полное прекращение занятий физическими упражнениями может носить только временный характер. Сроки возобновления занятий физической культурой и спортом после перенесенных заболеваний и травм определяются врачом индивидуально для каждого учащегося с учетом всех клинических данных (тяжести и характера заболеван ...