Развитие у детей с нарушениями зрения движений рук и глазных движений при выполнении различных предметно-практических заданий, имеет свои специфические особенности. Из-за нарушения зрения возникают сложности формирования двигательных умений. При этом отмечается снижение точности, скорости и координированности мелкой моторики руки. Нарушение остроты зрения, прослеживающих функций глаза и локализации взора ведет к тому, что у детей нет ясного видения того, как они выполняют предметные действия и насколько они качественны. Например, рисование, резание ножницами и другие подобные действия трудно даются детям с нарушением зрения. В результате наблюдается сниженный контроль за качеством работы при выполнении предметных действий, что сдерживает ход развития зрительно-двигательных взаимосвязей: анализа, синтеза и взаимодействия глаза и руки. Все это определяет замедленность в развитии двигательного анализатора у детей с нарушениями зрения.
Имеющиеся особенности в развитии зрительно-двигательных взаимосвязей приводят к необходимости использования при обучении детей с нарушениями зрения специальных средств и приемов, обеспечивающих успешность овладения зрительно-двигательными действиями. Одним из таких эффективных средств, способствующих улучшению качества предметно-практических действий у детей с нарушением зрения, является использование трафаретов, силуэтных и контурных изображений для обводки при рисовании на занятиях по математике. В предлагаемых заданиях показано, как можно увеличить скорость, точность и координацию движений мелкой моторики руки ребенка с нарушением зрения в процессе выполнения им заданий по математике.
Как известно, рисование предметных изображений способствует уточнению, конкретизации зрительных образов предметов, их формы, величины, цвета, а обводка готового контура предмета к тому же, при зрительной патологии, становится коррекционным средством развития образа предмета. Так, например, рисование, обводка по трафаретам различных линий: прямых, ломаных, прерывистых, волнистых – обогащает представления детей о том, как образуются эти линии и как их следует рисовать. Здесь, как и во всех других упражнениях, где используются трафареты, идет активная подготовка руки ребенка к обучению письму в школе. Упражнение на раскрашивание, штриховку по трафарету при низкой остроте зрения дают возможность детям чувствовать себя более уверенно, потому что раскрашивание, штрихи будут четкими и в пределах контура.
В процессе систематических упражнений в рисовании, штриховке, обводке по трафаретам, контурам и силуэтам развиваются самоконтроль и саморегуляция движений руки не только под контролем зрения, но и при участии осязания и тактильно-двигательных ощущений. Развитие кинестетического контроля за движением руки во время выполнения практических действий (рисование, обводка по трафаретам) является эффективным средством компенсации и коррекции зрительной недостаточности в формировании двигательных навыков.
Рисование по трафаретам простых по форме предметов, геометрических фигур, ритмическое повторение одних и тех же движений способствует регуляции моторики руки, развитию мышечного чувства при неполноценном зрительном контроле. Повторение одного и того же движения при рисовании по трафаретам приводит к автоматизации двигательных навыков, являющихся основой для подготовки руки ребенка дошкольного возраста к обучению письму в школе. Формирование приемов и способов автоматизации движений руки при использовании трафаретов для рисования и обводки развивает компенсаторные возможности мышечного чувства и учит детей рациональному использованию и развитию неполноценного зрения и зрительного восприятия.
Наряду с уже сказанным, следует отметить, что обводка, штриховка и рисование по трафаретам рекомендуются врачами офтальмологами для развития остроты зрения в период плеопто-ортоптического лечения амблиопии и косоглазия у детей дошкольного возраста.
Таким образом, применение трафаретов на занятиях по математике в детском саду способствует решению трех основных задач: подготовке ребенка к обучению в школе, коррекции и компенсации зрительной недостаточности и лечебно-восстановительной работе по лечению косоглазия и амблиопии.
зрительный восприятие нарушение упражнение
Другие статьи:
Изложение метода интервалов в школьных учебниках
Рассмотрим на примере нескольких учебниках изложение интересующей нас темы. В учебнике Башмакова М.И. метод интервалов рассматривается в начале 10 класса применительно к неравенствам вида f(x)>0, когда функцию y = f(x) можно представить как произведение линейных множителей. Сущность метода излагается след ...
Особенности КДД подростков в условиях сельской местности
Подростки, в силу своих возрастных психологических особенностей, готовы воспринимать все новое и непознанное, не задумываясь о последствиях. При этом они еще идеологически неустойчивы, в их умы легче внедрить как положительный, так и отрицательный образ. Когда нет положительной альтернативы, то идеологически ...