Вывод: запретить или уничтожить наркотики невозможно, они были, есть и будут, но создать систему общественного сдерживания наркомании как социального явления - вполне реальная задача. Решение этой задачи видится как путь качественной реализации программ, способствующих развитию в каждом человеке системы личного противостояния наркотикам. Такая система должна включать в себя навыки: управления собой в стрессовых ситуациях; конструктивного поведения в конфликтах; отстаивания и защиты своей точки зрения и позиции; ответственного принятия решения; эффективного общения.
Анализ отечественного и зарубежного опыта ведения антинаркотической работы показал, что важнейшими условиями эффективности антинаркотических программ являются следующие.
o Заинтересованность и ответственное отношение государственных, административных органов, общественных организаций, СМИ, их осведомленность.
o Наличие научно обоснованных программ.
o Высококачественная подготовка специалистов.
o Ориентация информации на психическое и физическое здоровье, а не на запугивание подростков и молодежи.
o Наличие специалистов, подготовленных соответствующим образом, - психологов, педагогов, социальных работников.
o Наличие соответствующей материальной базы.
Многие из российских профилактических программ основаны на программах зарубежного типа. Наиболее эффективной в России, я считаю, является программа позитивной профилактики наркомании, и асоциального поведения, внедряемая городским учебно-методическим центром профилактики всех видов химической зависимости при наркологическом клиническом диспансере N5. Она включает в себя 3 раздела, а также 3 варианта программы, направленные на детей разных возрастов. Данная программа предоставляет подросткам знание о воздействии на организм, развивает навыки общения, принятия решения, повышает самооценку, помогает противостоять давлению сверстников, дает возможность осознать преимущества ЗОЖ. Эта программа успешно апробирована и внедрена в несколько школ Москвы.
Из зарубежного опыта мне кажется наиболее эффективной программа формирования жизненных навыков (ФЖН), США. Она разнообразна, в процессе этой программы происходит взаимодействие детей и их родителей, связь с обществом и т.д.
Иногда все валится из рук. Близкие наркоманов испытывают сходные чувства: обида, гнев, чувство виновности, нервные срывы, ощущение беспомощности и бессилия. Не стоит убивать себя причитаниями и мучительным поиском "виноватых". Лучшая защита семьи от эмоционального потрясения — приобретение знаний и воспитание зрелости и мужества для их применения.
Тактика поведения существенно различна на этапе приема подростком наркотика и в период воздержания от наркотизации. От момента обнаружения пристрастия подростка к наркотикам до момента начала лечения неизбежно проходит какое-то время. Очень важно, чтобы все, что происходит в этот период дома, способствовало формированию у подростка готовности и желания избавиться от наркомании. Для этого необходимо знать и помнить следующее.
1. Не надо искать причин несчастья только в нем самом. Наркомания — проблема многослойная, и причин, приводящих подростка к наркотику — множество: структура взаимоотношений в семье; дефекты воспитания; отношения в школе; группа сверстников; стресс и давление со стороны. Причин много, напомню, что подробно о них упоминается в п. 1.2 и, так или иначе, взрослые должны научить подростка жить с миром, с домом и самим собой без наркотиков.
2. Не обвинять подростка в несчастьях взрослых. Чувство вины не поможет человеку, который его испытывает. Ни один наркоман не расстался с наркотиками из чувства вины!
3. Не порывайте контакта с подростком. И в период приема наркотиков, и в период реабилитации подросток должен чувствовать, что вы его любите и что он вам дорог. Но, ни в коем случае нельзя создавать ситуацию, когда его избавление от наркотиков нужно вам больше, чем ему самому!
4. Не шантажируйте подростка лишением домашних привилегий или тем, что ему дорого.
5. Не причитайте, не брюзжите и не опускайте рук! Ваш пессимизм или депрессия могут стать еще одной причиной наркотизации. Залог успеха и сохранения психического здоровья самих взрослых — оптимизм и активность.
6. Не нужно пытаться стыдить подростка или упрекать его. И то, и другое может стать дополнительными стимулами к приему наркотиков.
7. По мере формирования зависимости от наркотика у подростка складывается особый способ отношений с родителями: подростки-наркоманы хотят, чтобы их постоянно спасали, они привыкают быть самыми несчастными, непонятными и самыми виноватыми. Не следует потакать ни тому, ни другому, ни третьему
8. Нет следствия без причины, следовательно, пристрастие подростка было чем-то вызвано. До тех пор, пока причины наркотизации и вызванные ими последствия не будут устранены, будет сохраняться и пристрастие к наркотикам; поэтому нужно обязательно проконсультироваться у психолога, врача, социального педагога и других специалистов.
Другие статьи:
Психолого-педагогические основы формирования познавательного интереса
Среди многих проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, проблема формирования познавательных интересов является довольно значимой. Она служит отысканию таких путей обучения, которые привлекали бы к себе учащихся. Интерес приводит в активное состояние как внешние, так и внутренние силы учеб ...
Цели обучения и их общая характеристика
Известно, что обучение — процесс целенаправленный. От того, какие ставятся цели и как они поставлены, во многом зависит результат обучения, качество усвоения материала учащимися. Однако, несмотря на большую практическую важность решения вопроса о постановке и реализации целей в обучении, вузовский курс дидак ...