Анализ практического опыта профилактики подростковой наркомании

Педагогика как наука » Профилактика наркотической зависимости подростков » Анализ практического опыта профилактики подростковой наркомании

Страница 1

Во многих странах неправительственным организациям отводится главная роль по распространению идей, которые должны свести к минимуму вред злоупотребления психотропными веществами. Самыми распространенными в мире программами первичной профилактики являются образовательные антинаркотические программы. Они доказали свою эффективность в начальных классах и среди молодых правонарушителей.

США

Американские эксперты Национального института наркомании утверждают, что наркотики, вызывающие зависимость, коренным образом изменяют головной мозг человека, вызывая не поддающуюся контролю тягу к поиску и употреблению. Вот что они говорят: "Сегодня известны 72 фактора риска возникновения наркомании и наркотической зависимости. Они имеют различную значимость и могут действовать на уровне отдельного человека, семьи или общества." Это те же самые факторы риска, которые играют свою роль в других случаях: бедность, расизм, отсутствие должного воспитания, дурное влияние со стороны сверстников, "плохая" компания. Эти факторы риска увеличивают вероятность того, что люди с определенными чертами характера начнут принимать наркотики.

Профилактические программы должны учитывать возраст людей, образ жизни подростков и молодых людей старшего возраста. К ним необходим различный подход, разные идеи, что очень хорошо чувствует, например, рекламная индустрия.

В США исследователи из Йельского университета опубликовали результаты своей работы, которые показывают, что у американских подростков, программа из 20 занятий существенно снизила стремление к употреблению наркотиков. Группа йельских психологов разработала программу социальной приспособленности. Используя известную в США Программу позитивного развития юношества, они учили подростков в 11-14 лет успешно справляться с разными социальными задачами и проблемами своего развития. Специально разработанные занятия были посвящены регулированию стрессов, осознанию положительных свойств личности и формированию целей для достижения ЗОЖ; а также общественным и юридическим последствиям злоупотребления наркотиками.

Анализируя свои результаты, исследователи пришли к выводу, что после специфических тренировок у занимающихся развилась способность критически мыслить, благодаря которой они смогли оценить пагубность злоупотребления алкоголем и наркотиками.

В Университете Чикаго была разработана антинаркотическая профилактическая программа "Модель с использованием местного лидера". Основным принципом программы является то, что работа ведется путем сотрудничества с неформальным лидером определенной группы, привлечением его на сторону руководителей программы. Лидеры отбираются по результатам социологического опроса.

Интересный подход к изучению распространения наркомании предлагают американские исследователи Э.Эмоэтинг и С.Бар. Отмечая, что подростки зачастую имеют друзей-наркоманов, от которых перенимают привычку потребления наркотиков, ученые считают: прежде всего, нужно выяснить, кто все же не попадает под такое влияние. Иными словами, важно не столько ответить на вопрос, почему подростки "заражаются" дурным примером, сколько определить причину, по которой часть из них осуждает пристрастие к дурману. Оказалось, что в качестве мощного противодействующего фактора выступает религиозность. Опыт российских наркологов подтвердил практическую приемлемость этого метода - многим из тех, кого удалось "снять с иглы" - помогла религия.

Статистические данные говорят о том, что если молодого человека в возрасте от 10 лет до 21 года удержать от курения, спиртного или наркотиков, то вероятность того, что этот человек окажется в числе наркоманов, почти равна нулю. Как правило, человек не начинает употреблять кокаин на последнем курсе юридического института или метамфетамины - на своем первом рабочем месте. Известно, что когда работа организована на уровне местной общественности, когда в ней участвуют профессионалы и когда у детей есть положительный пример, они гораздо реже становятся на путь наркомании, даже если в их семьях не все благополучно. Просвещение и профилактика в сфере наркотиков представляют собой стержень национальной программы по борьбе с ними. Среди предпринимаемых в рамках этой стратегии ключевых инициатив, направленных на снижение уровня потребления наркотиков в молодежной среде, можно выделить следующие: недопущение наркотиков в места, где дети и подростки учатся, играют и проводят свободное время; создание в школах и учебных заведениях возможностей для изменения отношения учащихся и родителей к употреблению алкоголя, табака и наркотиков; увеличение числа сообщений о вреде наркотиков в средствах массовой информации.

В Америке существует сильное общественное движение по борьбе с наркотиками. Оно охватывает свыше 3,5 тысяч общественных объединений. Стремясь сократить употребление наркотиков, особенно среди молодежи, эти объединения сотрудничают с местными группами и учреждениями штатов и федерального правительства. Такие группы способны мобилизовать общественные ресурсы, организовать коллективные действия, сочетать профилактику, лечение и правоприменение, а также возродить у молодежи чувство гордости от проживания в данном городе или районе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Общие требования к современному уроку истории. Особенности урока истории
В настоящее время актуальнее, чем раньше, стали слова: хорошие, качественные, эффективные уроки. Каждый учитель стремится их проводить. Но всегда ли они получаются? От чего это зависит? И что такое современный, хороший (качественный) урок? Дать хороший (качественный) урок – дело непростое даже для опытного у ...

Особенности организации уроков по изучению произведений зарубежной литературы на примере драмы Шекспира «Гамлет»
Изучение зарубежной литературы представляет собой обширный материал для духовного обогащения учащихся. Каждый век заново прочитывает, истолковывает, приспосабливает к своим потребностям литературную классику. Её изучение в школе – нетленный источник познания, воспитания гражданских, нравственных и этических ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru