Проблема формирования хронологических представлений

Страница 1

Хронология в школе. Велико значение в исторической науке хронологии, устанавливающей ход и картину событий, их причины и следствия. Лишь выяснив время свершения событий можно определить их связи с предшествующими и последующими событиями, их последовательность. Хронология – это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая системы летосчисления и календари разных народов и государств. Хронология выявляет длительность исторических явлений, периодизацию исторических процессов, время создания исторических источников. Эта отрасль науки создаёт ту основу, на которой базируется школьная хронология.

Овладение хронологией даётся школьнику далеко не сразу и с большим трудом. Психологической предпосылкой этого является развитие у учащихся представлений об историческом времени.

К началу изучения исторического материала в 3-4 классе представления 9-10-летних детей о времени весьма ограничены. Они сводятся к житейским представлениям о днях, неделях, месяцах, годе, причем «объём» этих знаний ограничивается примерно пятилетним сроком сознательной жизни и памяти ребёнка. Глубины исторических и доисторических времён дети ещё не представляют.

Представления о времени развиваются постепенно, в ходе обучения истории в 3-4 классе, когда «пустые» века начинают заполняться событиями, а события выстраиваются в хронологически последовательные ряды. Таким образом, уже в начальных классах на материале отечественной истории осуществляется развитие представлений школьника об историческом времени, о последовательности событий, вносится известный хронологический порядок в представления о прошлом. Правда, хронологические представления школьника к моменту его перехода в 5 класс очень неустойчивы, ему ничего не стоит отнести Куликовскую битву к XVIII в., а восстание Пугачёва – к XV в., представления о глубине времён ограничены рамками одного тысячелетия - историей родной страны с X в.; представления о тысячелетии и веке ещё смутны и не уточнены до отчётливого понятия.

Прежде всего, необходимо уточнить представления и понятия учащихся о веке и тысячелетии.

Предлагаем назвать любое событие XX века, XIX века, начала XX века, конца XIX века, середины XIX века. Что же такое век? Вырежем (из плакатов) три фигуры рабочих. Одну из фигур помещаем на доску. Сейчас мы узнаем о жизни этого человека. Родился он 1850 году (подписываем дату) и рос крепостным у помещика. Сколько лет было ему, когда отменили крепостное право? Отец отвёз мальчика на фабрику, где он стал рабочим. Жизнь была тяжелой и прожив 50 лет, рабочий умер (пишем дату – 1900 год). Вспоминаем: мог ли этот рабочий участвовать в Морозовской стачке, в кружке под руководством Ленина.

Когда рабочему было25 лет, у него родился сын (1875г.), тоже проживший 50 лет (до 1925 г.). Мог ли он участвовать в революции 1905г.? в штурме Зимнего дворца? В1900 г. у второго рабочего родился сын. Мог ли он участвовать в революции 1905 г.? а в штурме Зимнего? Сколько лет ему было? А в гражданской войне? В Великой Отечественной войне он был тяжело ранен и умер от болезни в 1950 г. Сколько лет прошло от рождения рабочего-деда до смерти рабочего-внука? Век – это жизнь трёх поколений.

В результате этой работы занимающей не более 15 минут, у учащихся закрепляется представление о веке и об истории как о смене поколений. Теперь представьте себе 30 поколений , 30 человеческих жизней, как больших ступеней, идущих вверх. Это – тысячелетие, вся история нашей страны с X века от древних славян, от князя Игоря…

В соответствии с принятой научной периодизацией систематические курсы истории, изучаемые в школе, разбиты на части, разделы и темы. Они содержат лишь основные периодизации. При изучении истории ученикам сообщаются хронологические рамки периодов, даются даты основных событий, явлений, процессов.

Цель изучения хронологии в школе – показать последовательность исторических событий и явлений, протяженность их во времени, подвести учеников к пониманию измерения времени и познакомить с системами летосчисления. Цель определяет задачи: обеспечить в сознании учеников правильное отражение исторического времени; способствовать развитию их временных представлений; помочь усвоению важнейших дат событий, временных категорий (год, век, тысячелетие, эра).

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Психолого-педагогические основы активизации познавательной деятельности при изучении прогрессий
Изучение прогрессий в средней общеобразовательной школе происходит в 9 классе. В соответствии с возрастной периодизацией – это дети подросткового и раннего юношеского возраста. В 9 классе средней общеобразовательной школы развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются пр ...

Система хронологических представлений школьников
Ведущие методисты советского периода разрабатывали систему изучения хронологии, ими были разработаны различные методы и приёмы, позволяющие обеспечить на уроке усвоение хронологических сведений, варианты объяснения наиболее сложных тем, например: «Счёт лет в истории», «Соотнесение века с тысячелетием», «Реше ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru