Методика преподавания психологии для дошкольников

Педагогика как наука » Развитие воображения у дошкольников на занятиях по психологии » Методика преподавания психологии для дошкольников

Страница 1

Детский практический психолог, работая в образовательном учреждении, имеет дело с детьми разного возраста. На его глазах они переходят с одной возрастной категории в другую. Помочь этому переходу – одна из сложнейших задач психолога. Именно полноценное проживание ребенком каждого возрастного периода подготовит его к переходу на следующую возрастную ступень, позволит сформироваться необходимым для этого психологическим новообразованиям.

На всех возрастных этапах основным положением является ориентация содержания психологического образования, его форм и методов на социальную ситуацию развития, ведущую деятельность, личностную сферу детей.

Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) приносит ребенку новые потенциальные достижения. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми и сверстниками, а также через игры, в которые ребенок играет со своими сверстниками.

Основные задачи психолога, работающего с детьми дошкольного возраста, связаны с психическим сопровождением естественного развития ребенка, которое включает развитие основ произвольности психических процессов у детей и тренировку психических процессов и функций.

Содержание психологического образования детей дошкольного возраста строится с учетом нескольких условий. Рассмотрим эти условия:

1 учет возрастных психологических особенностей детей и использование понятного для них языка;

2 знакомство детей с основными нравственными понятиями (например: о Добре и Зле, о Дружбе, Честности и т.д.);

3 усвоение детьми базовых психологических понятий (познавательные психические процессы – «Как мы видим, слышим, трогаем?», эмоциональные состояния – «Почему мы грустим?», личность – «Моя визитка»);

4 формирование у детей умения описывать словами эмоциональные состояния, уметь слушать других, говорить приятное детям, радовать близких, доводить начатое дело до конца, помогать товарищу, наблюдать за природой, стремиться стать лучше в понимании ребенка.

В воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста важное значение имеют все факторы воздействия на ребенка, а именно, как семейное воспитание, так и воспитание в условиях дошкольного учреждения.

Следует помнить, что психологическое влияние на развитие детей не заключается только в воздействии на построение внутренней личностной структуры. Важно отметить и значимость влияния психолога на развитие всех характеристик человека, в том числе и физических, так как все действия (бездействия) человека напрямую зависят от его психических характеристик, от состояния психики личности на данный момент. Исходя из этого, можно отметить и важную роль, оказываемую именно психологом, на развитие качеств человека.

Педагогам необходимо грамотно и пропорционально распределять не только физические, но и психические нагрузки на растущий организм дошкольника. В этом случае особую роль приобретает наличие в дошкольном учреждении детского психолога, который и будет направлять и формировать работу с детьми именно в соответствии с развитостью психических характеристик и ориентиров дошкольников. Детскому психологу необходимо соотносить свои действия с основными направлениями психофизического развития ребёнка. Прежде всего, это особенности развития внимания у дошкольников. Внимание – это познавательный процесс, заключающийся в преимущественной устремленности сознания человека на определенный объект или явление, в результате чего они отражаются полнее. По данным психологических явлений, максимальная длительность игры у ребенка, которому 1,5 года составляет 14 минут, а к 6 годам она возрастает до полутора часов. В тоже время установлено, что дети 6 лет способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут. В 3 года ребенок за 10 минут игры отвлекается примерно 4 раза, а уже в 6 лет – всего лишь 1 раз. Также установлено, что устойчивость внимания у сдержанных, уравновешенных детей в 1,5 – 2 раза выше, чем у легко возбудимых.

У детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет) следует развивать способность как можно больше удерживать внимание на одном и том же объекте, а также быстро переключать внимание с одного объекта на другой. А также, для того, что бы дошкольник был более внимательным, психологу нужно научить его подчинять свое внимание сознательно поставленной цели и видеть в предметах малозаметные, но очень существенные свойства. У ребенка 5 лет устойчивость и концентрация внимания еще очень низкая, но уже к 6 – 7 годам она значительно увеличивается. Устойчивость внимания существенно повышается, если ребенок активно взаимодействует с объектом, например, хорошо рассматривает его и изучает, а не просто смотрит. Поэтому детям нужно дать возможность как можно больше пользоваться предлагаемыми на занятии материалами.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Патриотическое воспитание в современной теории педагогики
В 90-х гг. проблеме патриотического воспитания молодежи уделяется значительно меньше внимания, что связано, на наш взгляд, с процессами, происходящими в обществе, изменением политических и экономических ориентиров в развитии страны и, следовательно, с изменением концептуальных основ воспитания и образования ...

Цели обучения и их общая характеристика
Известно, что обучение — процесс целенаправленный. От того, какие ставятся цели и как они поставлены, во многом зависит результат обучения, качество усвоения материала учащимися. Однако, несмотря на большую практическую важность решения вопроса о постановке и реализации целей в обучении, вузовский курс дидак ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru