Взаимодействие социальной работы и педагогики

Педагогика как наука » Взаимодействие социальной работы и педагогики

Страница 5

забота о семье, молодежи и престарелых;

консультации по вопросам здоровья;

пособия по возрасту и нетрудоспособности;

организованная помощь;

социальные службы.

Особую роль здесь играют центры семейного воспитания молодежи и социальные консультации. При этом наряду с городским социальным обеспечением семьи (общая социальная служба) существует множество пунктов воспитания молодежи и семейных консультативных советов в свободных представительствах. Это специальные консультационные центры для молодежи, семьи, для воспитателей – «одиночек» иностранцев, наркоманов, алкоголиков, для лиц, находящихся на грани самоубийства, по проблемам беременности, разводов и т.д. С середины 70-х гг. по инициативе признанных специалистов был создан ряд консультационных пунктов с альтернативными планами, работающих с семьями, школами и помогающих людям в контексте своего социального окружения. В больших городах почти в каждом районе работает семейный центр или центр материнства. Различные консультации предназначены прежде всего для общей, открытой встречи детей, подростков, семей и одиноких, находящихся в затруднительном положении или беде.

Учитывая разнообразные проблемы и широкий контингент потенциальных клиентов, которым обязаны помогать социальные работники, социальная работа в современных условиях должна носить многопрофильный и разноведомственный характер, включая социально-педагогическую, медико-социальную и социально-реабилитационную службы.

В качестве направлений, в общих чертах определяющих предмет социальной работы, выступают следующие проблемы:

индивидуальные, семейные, организационные, начиная с индивида (физическое здоровье, беспомощность, одиночество, социальная изоляция и др.) и заканчивая различными организационными проблемами (рост бедных и неимущих, беженцев, бездомных и т.д.);

социально-экологические (охрана окружающей среды, загрязнение крупных промышленных центров, экологические катастрофы);

социальной стратификации (социальное расслоение и неравенство в обществе, ведущие к разделению общества на «высшие» и «низшие» классы и экономической эксплуатации, технократической манипуляции);

поведенческого функционирования индивидов, групп, общностей (девиантное поведение, социальные отклонения, наркомания и алкоголь, социальная анемия и т.п.);

символизации и моделирования мира и людей в нем (могут выражаться в неадекватных образах, в недостаточности честности и морали, неадекватности уровня самоуважения и недостаточности жизненных целей, а отсюда – в отчуждении, социальных предрассудках и др.);

коммуникации, информационного обеспечения, нормативных оценок и познавательных способностей (продуктами информационного процесса являются образцы, законы чести и морали, ценности и др.);

структур власти (от их действий, программ зависит социальная напряженность или стабильность в обществе, а от режима (тоталитаризм, демократия или авторитарность) – активность населения).

В последнее время в качестве предмета социальной работы в Республике Беларусь все больше выдвигаются на первый план экологические проблемы, в частности социальная экология как специализированное направление исследований взаимоотношений человека как социального существа со средой своего существования. Актуализация этих проблем происходит в связи с процессами урбанизации и индустриализации, научно-техническими достижениями, которые наряду со значительным облегчением условий жизни порождают и немалые ее сложности. Эти сложности возникают прежде всего с различными техногенными катастрофами, сокращением численности населения, ресурсным кризисом, возрастанием агрессивности среды, изменением генофонда и изменением поведения человека в естественной и социальной среде. Это вызывает необходимость адаптации человека к естественной и социальной среде, изучения своеобразия поведения в этой среде, критических и экстремальных ситуациях. На первый план выдвигаются проблемы экологии жизненной среды (социально-бытовой, трудовой, рекреационной). Возникает необходимость в особой экологической этике, рассматривающей природу как особую ценность и нравственный аспект взаимоотношения человека, общества и природы. В рамках социальной экологии выделяется экологическая психология и экологическая педагогика. В центре внимания формируемой экологической педагогики оказываются проблемы формирования экологической культуры, экологическое образование и воспитание, экологизация образования.

Наиболее сложными являются проблемы, вызванные последствиями катастрофы на Чернобыльской атомной станции, в том числе и социокультурные проблемы. Содержание жизнедеятельности людей в радиоактивно загрязненных районах республики определяется двумя основными факторами: воздействием самих условий проживания на здоровье людей и социально-экологическими, социокультурными изменениями, произошедшими в результате катастрофы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Особенности коммуникативной сферы студентов ФВСО
При анализе особенностей коммуникативной сферы было выяснено, какая манера поведения более свойственна студентам: Рис 13. Особенности коммуникативной сферы студентов Большинство респондентов (рис. 13) занимает активную жизненную позицию - предпочитают быть в центре коллектива – 53% опрошенных, однако при это ...

Особенности развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста
В соответствии с выделенными критериями, показателями и уровнями проявления чувства времени А.Ф. Яфальян и О.Е. Дрень была составлена система диагностических заданий по выявлению уровней развитости физического, психического и художественного чувства времени в процессе игровой деятельности детей. В диагностик ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru