Одним из центральных вопросов социальной педагогики является вопрос о ее соотношении с нормами и методами социальной работы. Одни исследователи фактически отождествляют эти понятия, считая социальную педагогику одним из направлений социальной работы, другие, наоборот, считают их разновидностью социокультурной и социально-политической деятельности, относя социальную педагогику к первому виду деятельности, а социальную работу – ко второму.
Отношение к культуре является основным водоразделом между социальной педагогикой и социальной работой. Социокультурная практика – важнейшее содержание социальной педагогики. Социальная работа – особый вид деятельности, объектом которого являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи. Человек рассматривается здесь как бы вне культуры, как некое биосоциальное существо, причем акцент делается на субстанциональных, материальных, а не на духовных условиях его существования. В качестве основных направлений социальной работы выступают:
медико-социальные основы здоровья;
физическая культура как общественное явление;
семья как объект социальной работы;
социальная работа в сфере занятости;
социальная защита детства;
социальная защита интересов женщин;
социальная забота о трудоустройстве и быте инвалидов;
социальная работа с пожилыми людьми;
проблема бездомности;
социальная работа с молодежью;
нормализация отношений между социально-этническими общностями;
миграция;
девиантное поведение;
повышение жизненного уровня малообеспеченных групп населения;
бытовое обслуживание малообеспеченных граждан.
Предметом исследования социальной работы являются отнюдь не педагогические проблемы. Педагогика, наряду с социологией, политологией, психологией, теорией государства и права, теорией коммуникации, выступает в качестве метода или педагогических основ решения того или иного вопроса или проблемы. Социальная работа в социально-педагогической деятельности является средством и методом, а не основной целью. В отдельных случаях, например в работе с семьей, молодежью и детьми, подростками с девиантным поведением, объекты социальной работы и социально-педагогической деятельности совпадают, хотя предметы их исследования различны. Социального педагога интересует, прежде всего, воспитательный потенциал семьи, ее ценности и нормы поведения. Все остальное рассматривается как факторы, благоприятствующие воспитательной деятельности. Точно так же девиантное поведение интересует социального работника как социальная, а не педагогическая проблема, в то время как для педагога определяющее значение имеют духовные факторы становления и развития личности как субъекта деятельности, субъекта творчества. Его интересует, прежде всего, в силу каких обстоятельств подросток усваивает ценности преступного мира и идентифицирует себя с социальными группами, игнорирующими общесоциальные нормы.
Целью деятельности социального педагога является создание благоприятных условий для личностного развития человека. Однако на практике в этом развитии трудно провести различие между физическими, социальными, духовно-нравственными и интеллектуальными аспектами. Создавая соответствующие условия жизнедеятельности личности, социальный работник по существу способствует решению и сугубо педагогических проблем. И наоборот, решение педагогических проблем становится основной предпосылкой решения других социальных проблем.
Многое зависит здесь и от характера образа жизни людей в той или иной стране или поселении, проводимой политики, степени урбанизации и индустриализации. Там, где ставка делается на общецивилизационное развитие, различие между социальной педагогикой и социальной работой минимальное. В тех же странах, где внимание фокусируется на специфике национальной культуры, особенностях образа жизни населения, различия между социально-педагогической деятельностью и социальной работой возрастают. Помощь детям как социально незащищенной группе населения рассматривается лишь как предпосылка духовного развития личности, решения ею проблем жизненного самоопределения, профилактики девиантного поведения и т.д.
По существу же это две различные стороны единого процесса, каждая из которой становится преобладающей или второстепенной в зависимости от особенностей культуры и образа жизни той страны, в которой он развивается. Там, где в отношениях между людьми преобладает социокультурная норма и традиция, утверждается социальная педагогика как разновидность социокультурной деятельности. Там, где отношения регулируются в основном правовой нормой и идеологией, получает развитие социальная работа как норма выражения соответствующей социальной политики и способ ее практической реализации. Например, в Великобритании социальная работа имеет давние традиции своего становления, хорошо отработанную структурную организацию и, что особенно важно, единый центр координации – Центральный совет обучения и подготовки патронажных работников. То же самое можно сказать о США, Германии и других странах. Однако в Германии еще со времен Гердера и Наторпа сформировалось представление о социальной педагогике как науке о воспитательном эффекте любых форм социального взаимодействия и подготовки к жизни в обществе. Поэтому главная задача социальной педагогики в этой стране видится в отражении социального опыта жизнедеятельности личности, его позитивных и негативных воздействий на сознание людей, развитии социального творчества населения в целом и молодежи в частности, демократизации культуры и мышления, гуманизации отношений, приобретении навыков и умений взаимодействовать с людьми с различным мировоззрением и различными национальными группами. При этом нередко делаются ссылки на высказывание великого русского писателя и педагога Л.Н. Толстого, согласно которому нет проблем как воспитывать, есть только один вопрос, как жить детям и взрослым вместе.
Другие статьи:
Игры-загадки, головоломки, кроссворды и ребусы −
понятие, значение, особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста
Игры-загадки, головоломки, кроссворды и ребусы можно отнести к игровым и проблемно-поисковым методам обучения детей дошкольного возраста. Игровые методы и приемы направлены на повышение интереса, положительных эмоции, они помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной и ...
Проблемы и кризисные ситуации семей детей с ограниченными возможностями
Для того чтобы понять, какие технологии социальной работы больше всего помогут клиенту, необходимо рассмотреть картину поведения и состояния семьи, где растет ребенок-инвалид, оценить ее внутренний «климат». Родители ребенка-инвалида часто являются основными исполнителями значительной части реабилитационных ...