Однако включение социально-педагогических методов в структуру социальной работы с населением вовсе не означает отождествление профессии социального работника и социального педагога. Тем более это не может быть достаточным основанием для отождествления социальной работы и социальной педагогики как двух самостоятельных наук, имеющих различный предмет своего исследования и свои специфические закономерности. Совершенно очевидно, что социальная работа является весьма многопрофильной и далеко не исчерпывается социально-педагогической деятельностью и методологическим обеспечением со стороны педагогической науки. Она опирается на свои собственные разработки. Предметом исследования социальной работы как науки являются социальные процессы, закономерности и тенденции их развития под влиянием психолого-педагогических, социально-педагогических, экологических, экономических, организационно-управленческих, медико-социальных и других факторов. Предметом же исследования социальной педагогики являются, прежде всего, процессы образования и воспитания, социального познания и социального поведения, социального развития личности. Все, что выходит за рамки этих областей действительности, не может считаться предметом педагогической науки.
Социально-педагогическая специализация предполагает акцентирование внимания на социокультурной деятельности, процессах становления и развития личности как субъекта культуры, политики, экономики, познания. Социальная работа – это, прежде всего работа по обеспечению нормальных условий жизнедеятельности личности. Личность в большей мере рассматривается как объект материальной и духовной культуры. Проблемы социализации, или включения в культуру, здесь играют гораздо большую роль, чем проблемы индивидуализации, становления и развития свободы самовыражения личности, превращения ее в активного субъекта познания, политики, культуры.
Фактическое смешение функций социального педагога и социального работника в российской и белорусской социально-педагогической практике общеобразовательных и других школ произошло в связи со стремлением превратить школу в центр социальной работы микрорайона. Этому во многом способствовало обобщение и распространение опыта временного научно-исследовательского коллектива «Школа – микрорайон» на базе лаборатории взаимодействия семьи, школы и общественности в воспитании учащихся по месту жительства Института общепедагогических исследований РАО под руководством В.Г. Бочаровой.
В Республике Беларусь экспериментальная проверка эффективности этого опыта была осуществлена на базе общеобразовательной школы №16 г. Бобруйска и Дулебской неполной средней школы Березинского района Минской области. Здесь школа была превращена в своеобразный центр регулирования социальной жизни не только своей деревни, но и целого сельского микрорайона на уровне сельского совета. Исходным пунктом деятельности этого центра явилась ориентация на непосредственный характер процесса формирования и развития личности в результате ее постоянного общения с близким окружением. Педагогизация социальной среды стала рассматриваться как важнейшая проблема социальной педагогики, а социализация личности – как предмет социальной педагогики. Тем самым произошло фактическое отождествление социальной педагогики и социальной работы.
В эксперименте участвовали семейный социальный педагог, организатор свободного времени, социальный педагог личностного уровня, социальный психолог, социальный воспитатель, социальный педагог-организатор работы с одаренными детьми дошкольного возраста, социальный врач-педагог, социальный педагог культурного досуга, социальный дворовый педагог, социальный педагог профессиональной ориентации и социальной адаптации, социальный педагог по предупреждению правонарушений несовершеннолетними и ряд социальных педагогов и социальных работников другой направленности.
Исходя из представлений о социальной педагогике как профессии работы в социуме, внимание было сосредоточено на всех аспектах и направлениях социальной работы. В школе были созданы кабинет социального педагога, товарищество общественных помощников школы, служба социальной помощи населению, культурно-оздоровительный и информационно-правовой центры, комната доверия. Школа тем самым была превращена в своеобразный центр регулирования социальной жизни не только своей деревни, но и целого сельского микрорайона на уровне сельского совета. Исходным пунктом деятельности этого центра явилась его ориентация на непрерывный характер процесса формирования и развития личности в результате ее постоянного общения с ближайшим окружением. Учитывалось также, что общение в различных сферах микросоциума – это не только межличностное воздействие, но и определенная система социокультурных отношений. Основным источником развития культуры и преобразования общественных отношений провозглашался сам человек. Не производственные отношения сами по себе, не экономический базис и идеологическая надстройка, не культурные традиции и не особенности социальной среды определяют взаимодействие личности и социокультурной среды ее жизнедеятельности, а уровень социокультурного развития самого человека, структура его потребностей и интересов, ценностных ориентации, убеждений, жизненных принципов и т.д., позволяющих осуществлять национально-этническое, социально-политическое, экономическое и иные виды самоопределения. Поэтому прежде всего школьников необходимо было включить в непосредственный процесс этой жизнедеятельности: личность в среде, личность в ситуации, личность в семье.
Другие статьи:
Понятие любви к ребёнку и её значимости в воспитательном процессе в произведении
«Как любить ребёнка»
Трудно проводить анализ произведений Януша Корчака, будучи зажатым в рамки требований написания исследовательской работы. Трудно потому, что тот, кто прочёл хотя бы несколько работ этого особенного автора, не мог не заразиться его вольномыслием, его детской непосредственностью при выражении своих идей. Сразу ...
Формы и виды агрессии
агрессия дошкольный образовательный ребенок Слово «агрессия» произошло от латинского aggressio, что означает «нападение», «приступ». Агрессивность – это проявление агрессии к объекту или субъекту. Агрессия – мотивационное поведение, акт, который может часто наносить вред объектам атаки-нападения или же физич ...