Для подтверждения теоретических положений исследования нами была разработана и проведена экспериментальная работа. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе учреждения социального обслуживания «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Анастасия» создано в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в муниципальном образовании г. Лангепас в 1994 году.
Целью учреждения является повышение уровня и качества оказания комплексных социальных услуг несовершеннолетним и их семьям, обеспечение и развитие государственных гарантий в сфере социального обслуживания несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями здоровья.
Исследование состояло из 3-х этапов эксперимента: констатирующего, формирующего, контрольного. Первый этап – констатирующий. Целью данного этапа эксперимента являлось выявление проблем в семье имеющей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1.Определение внутрисемейных и межличностных отношений в семье.
2.Определение уровня педагогического потенциала родителей.
3.Определение уровня реабилитационной компетентности родителей.
4.Выявление жилищных условий, материального благосостояния и условий жизни ребёнка.
Для этого были использованы следующие методы и приёмы:
1. Социальный патронаж.
2. Анкетирование родителей.
3. Беседа со всеми членами семьи.
4. Целенаправленное наблюдение.
5. Анализ продуктов деятельности.
Для диагностического исследования было взято 8 семей, имеющих детей подросткового возраста с различными медицинскими диагнозами из группы «Надежда», РЦДиП «Анастасия» (см. табл. 1).
Таблица 1
Клиническая характеристика детей
Ребёнок |
Диагноз | |
Егор З. |
Симптоматическая височная эпилепсия с частыми приступами (до 6 раз), медикоментозно-резистентная, приступный период. | |
Антон П. |
Умственная отсталость легкая, ближе к умеренной, со значительными нарушениями поведения, требующая ухода и лечения, обусловленная неуточнёнными причинами. Псевдоатипичный синдром. Системное недоразвитие речи. | |
Катерина Т. |
Умеренная умственная отсталость, сложный тип дефекта (болезнь Дауна) умеренная соцальная дезадаптация. | |
Никита Л. |
ДЦП, спастическая диплегия, умеренно выраженный спастический нижний парапарез, легкий верхний парапарез, интеллектуально-манистическое снижение. Умеренная социальная дезадатация | |
Дарья М. |
Врождённая гидроцефалия с умеренно выраженным спастическим нижним парапарезом | |
Александр В. |
Умственная отсталость лёгкой степени с умеренными нарушениями поведения, требующая ухода и лечения, обусловленная другими неуточнёнными причинами. Психоподобный синдром. Умеренно выраженная социальная дезадаптация. | |
Александр Г. |
Умственная отсталость, умеренная с умеренными нарушениями поведения (психоподобный синдром). Сенсонервная тугоухость первой степени. | |
Кристина М. |
Нейросенсорная тугоухость IV степени. Вторичная задержка речевого развития. |
В начале эксперимента была проведена беседа, анкетирование с родителями .
В ходе диагностики было выявлено две семьи с проблемами во внутрисемейных межличностных отношениях, которые дали согласие на работу с социальным педагогом и другими специалистами центра. Оценка результатов обследования семей проводится по методическому пособию «Комплексная реабилитация детей с ДЦП».
Семья №1 многодетная, состоит из пяти человек, в семье трое детей. Два сына и дочь, у обоих мальчиков один и тот же диагноз, генетически обусловленный «Умственная отсталость лёгкой степени с умеренными нарушениями поведения, требующая ухода и лечения, обусловленная другими неуточнёнными причинами. Психоподобный синдром. Умеренно выраженная социальная дезадаптация». С семьей был проведён социальный патронаж и составлен социальный паспорт семьи.
Другие статьи:
Использование дидактической игры в формировании представлений
о геометрических фигурах и форме предмета у старших дошкольников в
педагогической практике
дидактический дошкольник геометрический игра С середины прошлого века дидактическая игра начал успешного использоваться в обучении детей до школы. В исследованиях отечественных педагогов и психологов подчеркивалась многоплановая взаимосвязь и взаимовлияние игры и обучения. В дидактических играх актуализирует ...
Содержание, формы и методы профилактики социального работника по
предупреждению правонарушений среди подростков
Осваивая любую профессиональную деятельность, будущий специалист, прежде всего, знакомится с тем видом деятельности, которым ему предстоит заниматься в дальнейшем. Будущий социальный работник оказывается перед проблемой; как, каким путем помочь подростку стать личностью, каким образом предупредить отклоняюще ...