Организация и методы исследования мотивации учения

Страница 1

Целью констатирующего эксперимента является определение особенностей мотивации учения старших дошкольников.

Констатирующий эксперимент проводился в сентябре 2007 г. в детском образовательном учреждении № 10 г. Зеленогорска. В исследовании участвовало 22 ребёнка старшего дошкольного возраста.

Перед началом констатирующего эксперимента были созданы следующие условия:

- спокойная, доброжелательная обстановка, чтобы у испытуемого не возникло состояние страха или тревоги в процессе эксперимента;

- исключение всего, что может отвлечь ребёнка, так как эти факторы могут негативно сказаться на результатах диагностики;

- соответствующая подготовка рабочего места (удобство, хорошая освещаемость, необходимый материал).

В констатирующем эксперименте мы использовали методики Н. В. Нижегородцевой «Ранжирование воспитателей» и «Ранжирование родителей» и тест А. Л. Венгера «Мотивационная готовность».

Ранжирование мотивов учения детей дошкольного возраста (для воспитателей)

Воспитателю предлагается 6 карточек. На одной стороне карточки записывают одно из шести, перечисленных ниже, утверждений, характеризующих поведение и действия ребенка 6-7-летнего возраста на занятиях. На обратной стороне карточки — тип мотива, соответствующий данной характеристике.

Педагогу предлагают проранжировать стандартные характеристики в отношении каждого ребенка группы по степени выраженности того или иного мотива. Для этого из шести карточек предлагают выбрать ту, на которой характеристика поведения во время занятий в наибольшей степени подходит для данного ребенка. После того как выбрана первая карточка, напротив фамилии ребенка записывают соответствующий мотив под № 1. Затем из оставшихся пяти характеристик предлагают выбрать ту, которая также характеризует ребенка, но в меньшей степени, чем первая, соответствующий мотив записывают под № 2. То же самое предают сделать с оставшимися четырьмя карточками (мотив № 3), тремя карточками и, наконец, выбрать из последних двух. В итоге для каждого ребенка будет получен список свойственных ему мотивов, проранжированных по степени выраженности в его поведении и деятельности: от наиболее выраженного (доминирующего) к менее выраженным.

После этого проводится качественный анализ мотивов учения каждого ребенка, мотивы № 1 и № 2 рассматриваются как доминирующие в его мотивационной структуре. Для качественного анализа результатов ранжирования используют данные об особенностях учебной деятельности детей с различным типом доминирования мотивов учения, приведенные в таблице 1.

Таблица – 1 Особенности учебной деятельности детей с различным типом доминирования мотивов учения

Тип мотива

Характеристика поведения ребенка

1. Социальные мотивы

На занятиях ребенок занимается, потому что это важно и нужно

2. Учебно-познавательные мотивы

Ребенок занимается лишь тогда, когда ему это интересно

3. Оценочный мотив

Ребенок занимается на занятии, потому что его хвалит за это воспитатель

4. Позиционный мотив

Ребенок занимается тогда, когда на занятии много атрибутики, пособий

5. Внешние мотивы, не связанные со школой условия

Ребенок занимается тогда, когда на этом настаивает воспитатель

6. Игровые

Ребенок хорошо занимается лишь тогда, когда занятие построено в виде игры

Ранжирование мотивов учения детей дошкольного возраста (для родителей)

Для того чтобы оценка мотивов была более объективной, необходимо с родителями провести подготовительную работу: объяснить насколько важно правильно определить доминирующие мотивы учения у ребенка до начала обучения в школе, каким образом будет использована родительская оценка (для выбора программы обучения, для индивидуального подхода в процессе обучения и т.п.), по каким особенностям поведения можно определить выраженность того или иного мотива (например, большое количество вопросов, широкий круг интересов говорят о высокой степени развития познавательного мотива; ответственность, стремление подражать взрослым и выполнять серьезные, не детские поручения — показатели развития социального мотива; послушание во всем, беспрекословное выполнение указаний взрослого, отсутствие стремления высказывать и отстаивать свое мнение — свидетельствуют о доминировании внешних мотивов в регуляции поведения и деятельности ребенка и т.д.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Технология социальной работы с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья
социальная работа дети задержка здоровье Прежде чем, приступить к рассмотрению непосредственно технологии социальной работы, необходимо дать определения. Итак, социальные технологии — это система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельност ...

Развитие фонематического слуха в процессе формирования правильного звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи
Овладение навыками звукового и слогового анализа и синтеза имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и ее грамматического строя, а также для формирования умения произносить слова сложной звукослоговой структуры. Поэтому в старшей логопедической группе очень важно на ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru