Актуализация внеурочной деятельности старших школьников

Страница 1

Современная российская школа уже не может и не должна использовать образовательные технологии, тормозящие творческую активность, инициативу и самостоятельность учащихся, использовать экстенсивные пути и способы развития личности ребенка. Многочисленные новации учителей в последние годы направлены на обновление педагогического процесса в общеобразовательной школе, которое невозможно представить без широкомасштабного развития системы внеурочных занятий школьников.

Одним из видов внеурочной работы является внеурочная работа по учебным предметам, являющаяся важным компонентом системы урочно-внеурочной деятельности школьников. В руках педагога-профессионала эта работа является эффективным средством обучения, воспитания и развития учащихся. Внеурочную работу по учебным предметам можно рассматривать как одну из фаз образования, обеспечивающую его индивидуализацию и дифференциацию. В этой фазе школьный педагог должен стремиться не только к углублению знаний, расширению способов деятельности, но главное – к созданию условий для реализации способностей старшеклассников, для побуждения у учащихся потребности в творческом стиле жизнедеятельности и системном самосовершенствовании, для формирования у них опыта освоения эмоционально-ценносных отношений и духовной культуры.

Знание потребностей старшеклассника позволяет учителям выбирать оптимальные формы урочной и внеурочной деятельности, конкретные задания для формирования, развития у учащихся творческого стиля жизнедеятельности.

У большинства старшеклассников мотивация к урочно-внеурочной деятельности связана с условиями осуществления таковой. К числу условий, делающих урочно-внеурочную работу привлекательной, старшеклассники относят: работа без большого напряжения; хорошая морально-психологическая атмосфера (нет конфликтов со сверстниками, педагогами и т.п.); неформальное общение с учителями; вариативность содержания, вариативность форм работы; соответствие работы индивидуальным интересам; справедливость в оценке процесса и результатов деятельности.

Зная потребности ученика, можно “вычислить” задание, которое требуется данному школьнику для его успешного развития, обучения и воспитания. Большое внимание в этой работе учитель должен уделить стимулированию у школьников познавательных интересов и потребностей. Познавательный интерес для многих школьников является “стартовой площадкой” для саморазвития личности. Учителю целесообразно так “подать” задание, чтобы ученик убедился в его интересности, содержательности, личной и социальной полезности, значимости для учения, для самореализации школьника.

Изменения, происходящие на современном этапе социального развития нашего общества и школы, делают более актуальной внеурочную работу по учебным предметам. Выделим некоторые из основных факторов актуализации данной работы старшеклассников.

Психологический (личностный) фактор. Современный школьник уже не хочет и не может “готовиться к жизни” в изоляции от окружающего мира, людей. Он желает реализовать свои индивидуальные потенции в настоящее время. Школьник начинает искать смысл жизни. Он проверяет свои силы: интеллектуальные, физические, духовные. Проверка ведется широким фронтом, в основном в неформальной деятельности и общении. Во внеурочной работе школьники надеются отыскать успех, компенсировать неудачи в учении, общении со сверстниками, взрослыми. Они стремятся найти пути к самоуважению и любви, к окружающему их природно-социальному миру, способы и средства самопознания и самореализации. Внеурочные занятия создают условия для индивидуализации личности.

Педагогический фактор. Урок, оставаясь важной формой учебно-воспитательного процесса, не может в полной мере гуманизировать жизнедеятельность ребенка, его отношения с педагогами. Нормативные учебные программы, реализуемые на уроках, не обеспечивают реальную индивидуализацию обучения и воспитания школьников. Урок, при всех его достоинствах, не может разформализовать отношения педагогов и учащихся, обеспечить продуктивное их сотрудничество. Урочные формы не позволяют в полной мере проявить инициативу и самодеятельность детей, а учителю творчески использовать огромный арсенал методов воспитания и развития личности ребенка. Внеурочная работа, интегрируясь с уроком, обеспечивает учителя многообразием моделей организации учебно-воспитательной работы, которые могут всецело удовлетворить и коммукативные потребности школьников.

Психолого-педагогический фактор. Во внеурочной деятельности ученики получают возможность углубить и расширить знания, апробировать приобретенные умения и навыки, в том числе исследовательские и прикладные, познавательные, получить от школьного педагога квалифицированную помощь в интересующей области науки. На внеурочных занятиях учащиеся получают возможность составлять планы проведения кружковых или факультативных занятий, программы различных внеурочных мероприятий, а также проводить занятия и консультации для сверстников. Внеурочные занятия стимулируют развитие интеллектуальной, волевой, эмоциональной, мотивационной сфер личности, отношений партнерства.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Историко-педагогический анализ проблемы ученического коллектива
учащийся коллектив подростковый управление Понятие ученического и детского коллектива в педагогике сложились намного раньше понятия воспитательного коллектива. Отечественные педагоги конца 19 начала 20 века (П. Ф. Каптерев, А. Ф. Лазурский, Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский) пристально вглядывалис ...

Как учится маленький ребенок
Хотя вальдорфская педагогика и выступает против раннего целенаправленного обучения (например, чтению и счету), это не значит, что ребенок в вальдорфском детском саду «ничему не учится». Напротив, вальдорфские педагоги утверждают, что именно в период раннего детства малыши учатся наиболее интенсивно. До 3--4 ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru