Методические рекомендации к урокам решения задач по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии»

Страница 2

Итак, проявляя в традиционной методике обучения решению задач значительную заботу о применении математических знаний при решении задач и не обращая внимания на процесс актуализации этих знаний, учителя нарушают единство процесса математического мышления и поэтому не могут обеспечить его должного развития у учащихся.

Подавляющее большинство задач традиционного школьного курса математики были шаблонными упражнениями тренировочного характера, которые по существу не имеют право на название «задача».

Д.Пойа справедливо писал: «Есть задачи и задачи, и всевозможные различия между ними. Но наиболее важное для учителя отличие – это различие между шаблонными и нешаблонными задачами».

Выделяя два основных типа шаблонных задач – «задачи по одному правилу под носом» и «словарные задачи», Д.Пойа говорил: «Шаблонные задачи, даже двух только что описанных типов, могут быть полезными и даже необходимыми, если они даны в правильное время и в правильной дозе…»

К числу недостатков в постановке задач, характерных для традиционного обучения математике, можно отнести, например, следующие:

1) излишняя стандартизация содержания и методов решения задач в традиционном обучении;

2) увеличение числа решаемых школьниками стандартных задач в ущерб их обучающему качеству;

3) излишне узкое понимание роли и целевого назначения математической задачи в процессе обучения;

4) несовершенство методики обучения через задачи;

5) несоответствие постановки задач и их решений в школе закономерностям развивающего мышления;

6) увеличение обучением решению таких задач или таких упражнений, которые в дальнейшем практически не находят приложений ни в процессе изучения основ наук, ни в практике;

7) обучение школьников через задачи таким умениям и навыкам, которые в современной практической деятельности почти не применяются;

8) отсутствие в школьном курсе математики задач, решение которых могло бы подготовить школьника к деятельности, характерной для современного производства;

9) отсутствие четких критериев учебной значимости каждой задачи, поставленной в процессе обучения, критерия, способного установить необходимое число задач какого-либо типа для достижения реализуемой через них цели обучения, и т.д.

Таким образом, явно видны методический и психологический аспекты проблемы постановки задач в процессе обучения математике.

Как правило, традиционные школьные математические задачи таковы, что требуют для своего решения определенных знаний, умений или навыков по узкому вопросу программного материала. Поэтому роль и значение их исчерпывается в течение того непродолжительного времени, которое отводится на изучение этого вопроса программы. При этом вспомогательная роль таких задач в процессе обучения не является секретом ни для учащихся, ни для учителя: проиллюстрировать изучаемый теоретический вопрос, разъяснить его смысл, помочь усвоить изучаемый факт через простейшие упражнения, выполняемые по образцу, продиктованному теорией, и только.

Память учащихся, как и память любого другого человека, обладает спонтанной избирательностью, и потому то, что было явно второстепенно, забывается в первую очередь.

Итак, несмотря на значительные затраты учебного труда и времени на решение таких задач в школе, не достигаются ожидаемые результаты у значительного числа выпускников средней общеобразовательной школы.

Если провести весьма несложные вычисления, то нетрудно убедиться в том, что за время обучения в школе учащийся решает около 15 000 задач и упражнений. И, несмотря на это, при поступлении в любой институт около половины выпускников не справляются с решением экзаменационных задач, являющихся почти точной копией тех, которые они решали во время обучения в школе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Обоснование использования технологий
Понимая всю важность внедрения ИКТ в практику учителя, я выделила основные направления работы: • использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, и т. д.); • введение учебного курса «Ин ...

Опыт совместной работы школы и вуза в профпросвещении учащихся
Опытно-экспериментальная работа проходила в три этапа, в течение 2010-2011 гг., при опережающей роли теоретического исследования и включала констатирующий и формирующий эксперименты, на базе 44 школы Кировского района при активном участии профессорско-преподавательского состава кафедры педагогики и психологи ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru