Дошкольный возраст – важный этап в становлении человека. В этот возрастной период закладываются основные черты личности. На основе того, что приобретено и получено в дошкольном возрасте базируется все последующее развитие человека.
В структуре личности дошкольника особое место занимают эмоции.
Изучением эмоций занимались видные отечественные и зарубежные специалисты: Анохин П.К., Изард К.Е., Леонтьев А.Н., Павлов И.П., Рубинштейн С.Л., Симонов П.В. Их исследования довольно широко освещены в литературе.
Особенности эмоциональной сферы детей с ЗПР недостаточно изучены, но представлены в работах Белопольской Н.Л., Власовой Т.А., Выготского Л.С., Гаврилушкиной О.П., Забрамной С.Д., Кулагиной И.Ю., Лурия А.Р., Певзнер М.С.
У детей с ЗПР наблюдается недоразвитие эмоционально чувствительной сферы. Это приводит к трудностям в игровой, трудовой и учебной деятельности.
Одним из средств коррекции недостатков эмоционального развития детей с ЗПР может являться изобразительная деятельность.
Ученые и специалисты на современном этапе учитывают результаты изобразительной деятельности детей при разработке различных методов коррекции недостатков познавательной, интеллектуальной, двигательной и эмоциональной сферы. Такие ученые, как Л.В. Замков, Н.П. Сакулина, А.А. Венгер и другие, указывали на необходимость и важность привлечения детских рисунков для психолого-педагогического изучения и коррекции личности ребенка с ЗПР.
Одной из методик в работе с детьми с ЗПР в направлении развития эмоциональной сферы является арттерапия, а именно изотерапия - одно из самых развитых направления современной арттерапии.
Рисование – это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании детей окружающей и социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Некоторые ученые склонны рассматривать рисование как один из путей выполнения программы совершенствования организма.
Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций.
Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.
Учитывая вышеизложенное, становится понятной важность и актуальность системы данного исследования.
Цель:
разработка методических рекомендаций, заданий игр, упражнений направленных на развитие эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР.
Объект исследования
: особенности эмоциональной сферы дошкольников и ЗПР.
Предмет исследования:
условия развития эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР, средствами изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования:
нетрадиционные техники рисования в коррекционном развитии детей с ЗПР будут положительно влиять на развитие их эмоциональной сферы.
Задачи исследования
:
1.Проанилизировать психолого-педагогическую литературу по теме изобразительная деятельность – средство эмоционального развития детей с ЗПР.
2.Выявить особенности психического развития детей с ЗПР.
3.Охарактеризовать развитие эмоциональной сферы, особенности ее состояния у детей с ЗПР.
4. Изучить специфику изобразительной деятельности дошкольников с ЗПР и влияние рисования на развитие эмоциональной сферы этих детей.
5. Разработать и научно обосновать методику констатирующего эксперимента по выявлению эмоционального развития дошкольников с ЗПР.
Методы исследования
:
1.Теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
2. Психолого-педагогический эксперимент;
3. Качественный и количественный анализ полученных результатов исследования.
Другие статьи:
Коррекционно-развивающие занятия по формированию базовых эмоций у детей с
интеллектуальной недостаточностью
Результаты констатирующего эксперимента показали, что в работе с детьми с нарушениями интеллекта музыка может быть использована как эффективное средство в развитии эмоциональной сферы ребёнка. Для целенаправленной, системной работы необходимо определиться, что брать за основу, на какие эмоции опираться. Суще ...
Анализ результатов исследования фонематического восприятия у детей с общим
недоразвитием речи
По результатам первого этапа обследования выяснилось состояние слухового восприятия детей контрольной и экспериментальной групп (См. таблицу 1, рис. 1). Таблица 1. Анализ обследования слухового восприятия Состояние слухового восприятия Экспериментальная группа Контрольная группа человек % человек % Нарушено ...