Теоретический анализ проблемы воспитания этнической толерантности позволяет перейти к проверке достоверности выдвинутой гипотезы и практическому обоснованию теоретических положений, доказывающих правомерность комплекса условий, влияющих на ее эффективность.
Сегодня программ по воспитанию толерантности в школе появляется все больше. Особенно хотелось бы отметить некоторые из них, базируясь на которые мы и создали программу описанную ниже. Очень интересна и наиболее полно составлена программа Бобиновой С.В. учителем начальных классов в одной из школ Новосибирска. Она охватывает промежуток времени с первого по четвертый класс включительно, то есть младшие классы, и очень конкретно дает алгоритм формирования толерантности у детей этого возраста. Другие две программы этнокультурного воспитания – Этнокультурный модуль «Диалог культур» и татаро-русская школа этнокультур «Согласие», – составленные Кориковой Т.М. (директор средней школы №48 г.Казани), Кальнетьевой В.Х. (заместитель директора выше упомянутой школы) и Аминовым А.М. ( учитель истории в данной школе), представляют курс изучения русской и татарской культур параллельно, являясь комплексным проектом по развитию и сближению культур. Необходимо так же отметить работы, отражающие хорошо продуманные отдельные моменты воспитания толерантности в школе – это: программа воспитания культуры толерантности у детей младшего школьного возраста в процессе усвоения регионального компонента содержания образования, называемая «Пенза многонациональная», разработанная Богдановой В.; разработанные учителем изобразительного искусства Жарчиковой Н.П. тематические классные часы и родительские собрания, направленные на развитие понимания и уважения к другим, а также призывающие к не проявлению насилия в семье; составленная программа проведения классного часа по теме «Межэтническая толерантность – путь к миру и согласию» Акоповым А.В., в которой учащиеся знакомятся с культурой северо-кавказского региона .
Каждая из них рассматривает какой-то определенный этап в школьном образовании, построена на необходимости проведения мероприятий по воспитанию толерантности в какой-то определенный промежуток времени: в течение полугода ил года. Наибольший период по формированию толерантности в этих программах может составлять несколько лет, но не весь образовательный процесс с первого по последние классы. А ведь формирование этнически толерантной личности сложный, многоемкий и длительный процесс.
Разработанная и изложенная далее нами программа, базируется на уже имеющемся опыте составления программ по данной тематике, но в то же время отличается от всех остальных тем, что процесс воспитания этнической толерантности в школе описан и составлен на весь промежуток обучения ребенка в школе: с первого момента его прихода в учебное заведение и до последних дней пребывания в нем.
Опытно-экспериментальная работа, проводилась в средних общеобразовательных школах города Смоленска.
Деятельность по воспитанию этнической толерантности, на наш взгляд, является более успешной при косвенной работе в данном направлении, через организацию реального социокультурного межличностного взаимодействия, нежели просветительским путем. Намного важнее не знать и понимать слово «толерантность», а быть толерантным по отношению к иному, другому, к изменениям. Поэтому наиболее благоприятной для формирования толерантности в школьной среде является внеклассная совместная деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и учащиеся могут проявить свое личностное отношение к широкому кругу людей. Для этой цели могут быть использованы все виды учебной и внеурочной работы, содержание которых способствует формированию нравственных взаимоотношений между людьми. Одним из вариантов реальной, предметной основы, способствующей организации социокультурного взаимодействия, в процессе которого создается благоприятная среда, воздействующая на расширение границ толерантности, является, как правило – внеучебная деятельность детей, где основной формой взаимодействия одного человека с другим выступает диалог культур. Именно это взаимодействие и будет основным каркасом программы воспитания толерантности в школе.
Основной формой программы по реализации данного воспитания может являться психодрама, а точнее социально-психологический театр, в младших классах; в средних – письменные проекты и устные сообщения; а в старших классах – коллективная творческая деятельность и самоуправление.
Другие статьи:
Методы и формы правового воспитания
Сегодня под правовым образованием в школе следует понимать находящуюся в рамках образовательного процесса и организованную на идее права систему воспитательных и обучающих действий, направленных на формирование у обучающихся уважения к праву, собственных представлений и установок, опирающихся на современные ...
Особенности личности и эмоциональной сферы детей c
ЗПР
Незрелость личности ребенка с ЗПР, обусловленная особенностями развития его потребностей и интеллекта, проявляется в ряде особенностей его эмоциональной сферы. Чувства у ребенка с ЗПР недостаточно дифференцированы. Диапазон переживаний у такого ребенка невелик, и они примитивны, полюсны: он испытывает только ...