Активный транспорт осуществляется всеми клетками, но в некоторых физиологических процессах он играет особо важную роль.
К пассивному транспорту относятся такие клеточные механизмы, как диффузия и осмос.
В этом случае происходит быстрое диффундирование газов без затрат энергии.
Газы, например кислород, потребляемый клетками при дыхании, и образующаяся в процессе дыхания СО 2, в растворе быстро диффундируют через мембраны, перемещаясь по диффузионному градиенту, т. е. из области с высокой концентрацией в область с низкой концентрацией. Ионы и малые полярные молекулы, такие, как глюкоза, аминокислоты, жирные кислоты и глицерол, обычно диффундируют через мембраны медленно. Гораздо более быстро проходят через мембраны незаряженные и жирорастворимые (липофильные) молекулы
Осмосом называют прохождение воды через избирательно проницаемую мембрану, в частности через клеточную мембрану. В случае клеточной мембраны осмос частично обусловлен диффузией отдельных молекул воды сквозь эту мембрану, а частично- током воды через особые поры в мембране. Поскольку концентрация всякого водного раствора зависит от количества растворенного в воде вещества, вода стремится переходить из более разбавленного раствора (где концентрация воды выше) в более концентрированный (где концентрация воды соответственно ниже).
Осмотическое движение воды зависит от двух главных факторов:1) от общей концентрации всех растворенных в воде частиц по обе стороны мембраны и 2) от давления, создаваемого каждым раствором.
Пиноцитоз — поглощение жидкого материала (раствор, коллоидный раствор, суспензия). Часто при этом образуются очень мелкие пузырьки. Пиноцитоз характерен для амебоидных простейших и для многих других (часто амебоидных) клеток, таких, как лейкоциты, клетки зародыша, клетки печени и некоторые клетки почек, участвующие в водно-солевом обмене. Удается наблюдать пиноцитоз также и в клетках растений.
Клеточная мембрана может поглощать или выводить наружу не только отдельные молекулы или ионы, но также и крупные молекулы или частицы, составленные из многих молекул. Фагоцитоз-поглощение твердых частиц. Специализированные клетки, осуществляющие фагоцитоз, называются фагоцитами; эту функцию выполняют, например, некоторые виды лейкоцитов.
Фагоцитоз распространен в мире животных, Так питаются инфузории и другие простейшие.
Ядро
Ядра имеются во всех эукариотических клетках. У некоторых протистов, в частности у Раrатеciuт. имеется два ядра - микронуклеус и макронуклеус. Однако, как правило, клетки содержат только одно ядро. Из всех клеточных органелл они самые крупные. Ядра имеют обычно шаровидную или яйцевидную форму; диаметр первых равен приблизительно 10 мкм, а длина вторых-20 мкм.
Ядро необходимо для жизни клетки, поскольку именно оно регулирует всю ее активность. Связано это с тем, что ядро несет в себе генетическую (наследственную) информацию, заключенную в ДНК. ДНК обладает способностью к репликации. причем ее репликация предшествует делению ядра так что дочерние ядра тоже получают ДНК. Деление ядра в свою очередь предшествует клеточном) делению, благодаря чему и у всех дочерних клеток имеются ядра
Ядро окружено ядерной оболочкой и содержит хроматин, ядрышко (или несколько ядрышек) и нуклеоплазму.
Мембрана, окружающая ядро, представляется одинарной, поэтому в свое время ее назвали ядерной мембраной. Позже, однако, выяснилось, что это - ядерная оболочка, состоящая из двух мембран. Наружная переходит непосредственно в эндоплазматический ретикулум (ЭР) и, подобно ЭР, может быть усеяна рибосомами, в которых идет синтез белка. Ядерная оболочка пронизана ядерными порами. Через ядерные поры происходит обмен различными веществами между ядром и цитоплазмой, например выход в цитоплазму матричной РНК (мРНК) и рибосомных субчастиц или поступление в ядро рибосомных белков, нуклеотидов и молекул, регулирующих активность ДНК. Поры имеют определенную структуру, представляющую собой результат слияния наружной и внутренней мембран ядерной оболочки. Эта структура регулирует прохождение молекул через пору.
Другие статьи:
Формирование коммуникативных компетенций учащихся: подходы, задачи,
принципы
Формирование ключевых компетенций становится сегодня главной целью обучения, так как дает ученику возможность повысить свои учебные достижении решает вопросы снижения дефицита общения в обществе. Формирование компетенций учащихся в процессе обучения представлено в документах об образовании: "Стратегии с ...
Особенности развития активного словаря прилагательных у детей старшего
дошкольного возраста с ОНР
Результаты исследования по каждой серии представлены в протоколах исследования см. приложения №1–3, стр. 1. Количественные показатели первой серии эксперимента представлены в таблице 1. Таблица 1. Количество употребленных прилагательных по представлению Имя ребенка На одно слово в среднем Общий средний показ ...