Одной из наиболее простых и перспективных с точки зрения внедрения компьютерных технологий является схема лекционной работы. Лектор, передавая студентам знания, нуждается в поддержке лекции демонстрационным рядом. Широкое использование в лекционной работе различных демонстраций способствует лучшему усвоению материала. Такая поддержка в большинстве случаев осуществляется с помощью обыкновенной классной доски и мела или некоторых иных средств ( плакаты, раздаточные материалы и т. д.). Имеется также целый арсенал технических средств для организации такой поддержки: оверхед, слайдоскоп, видео и аудио воспроизводящие устройства и т. д.
Следует, однако, заметить, что все вышеперечисленные способы наглядной демонстрации, несмотря на ряд преимуществ, имеют также серьезные недостатки. Прежде всего, это большое разнообразие и не совместимость демонстрационной техники. Важным фактором, сдерживающим применение демонстрационного оборудования, является значительное время на его подготовку, сложность управления и ненадежность оборудования. Даже привлечение лектором в процессе лекции только одного технического средства, в большинстве случаев требует участия ассистента для его настройки и управления на лекции. Попытки использовать несколько различных технических средств для представления разнородных демонстрационных материалов( слайды, аудиозаписи, видеофрагменты) часто приводят к паузам и ошибкам даже при наличии ассистента. Другая проблема связана с трудностями создания, тиражирования и хранения учебных материалов. Материалы часто получаются не очень высокого качества, отсутствуют банки стандартных демонстрационных материалов, что связано с большим разнообразием аппаратуры и разнородностью носителей информации, а также большой трудоемкостью изготовления новых демонстрационных материалов в условиях учебного заведения.
Немаловажной проблемой также и то, что при чтении лекции в большой аудитории, например, для 4-х студенческих групп, в середине, а тем более в конце аудитории, некоторые изобразительные и текстовые элементы становятся не видны.
Современная компьютерная техника обладает необходимым потенциалом средств для эффективного решения данных проблем. В области представления демонстрационных материалов мультимедиа технологии обеспечивают прекрасные возможности, практически всюду превосходящие характеристики ранее применявшихся технических средств и перекрывающие все необходимые для работы характеристики. В области хранения и тиражирования, высокая стандартизация форматов данных, наличие достаточно емких и недорогих банков памяти обеспечивают значительное преимущество цифровой информации. Надежность и унификация современной компьютерной техники значительно выше, чем традиционного оборудования. Таким образом, компьютеризация демонстрационной поддержки лекторской работы и перевод на цифровые носители демонстрационных материалов может обеспечить эффективное управление в ходе лекции большим количеством разнородного лекционного материала и существенно облегчает создание, тиражирование и хранение учебных материалов в рамках вуза.
Применение компьютеров для демонстраций в лекционной практике вызывает значительный интерес и развивается. Наибольшее внимание сосредоточено в области презентационных систем. Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание аудитории на значимых моментах излагаемой информации .
Достоинства электронного лекториязаключаются в наглядности, продуманности продвижения (является своего рода планом и текущей подсказкой), читабельности текста, презентабельности всего информационного материала. Недостатки - в необходимости предварительной подготовки, в том числе ответов на возможные вопросы, заранее создавая слайды.
Эффективность воздействия учебного материала на студенческую аудиторию во многом зависит от степени и уровня иллюстративности устного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным и способствует интенсификации процесса его усвоения.
Использование компьютерных презентаций в учебном процессе, сопровождается рядом сдерживающих объективных и субъективных факторов: отсутствие готовых учебных презентаций, ориентированных на конкретные предметы, недостаточно высокая информационная подготовка преподавателей-предметников, не позволяющая им самостоятельно разработать или адаптировать презентацию к своим лекционным или практическим занятиям.
Следует, однако, подчеркнуть важный объективный фактор для широкого внедрения компьютерных презентаций в учебный процесс, а именно: наличие программного средства, позволяющего непрофессионалам в области информатики быстро и просто создавать серию насыщенных информацией слайдов, оформленных в единый слайд-фильм с мультимедийными эффектами. Таким программным средством является Microsoft PowerPoint.
Другие статьи:
Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка
через проектно-исследовательскую деятельность
Развитие учебного процесса в школе показывает, что в обучении востребованы такие методы, которые не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Ведущее место среди таких методов принадлежит методу проектов, приобретающему все большую попул ...
Дидактическая игра и ее роль в развитии познавательного интереса учащихся
«Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил» (О.С.Газман). Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ...