Присутствие в отряде детей, играющих на каких-либо музыкальных инструментах, всегда помогает вожатым в работе по наполнению музыкальной составляющей досуга. Эти дети более охотно включаются в работу при подготовке общелагерных мероприятий, с удовольствием поют на сцене, участвуют в театрализованных представлениях.
На гитаре играют всего четверо из опрошенных вожатых-студентов. Музицирование помогло в работе при подготовке к конкурсам, музыкальным мероприятиям, музыкальному воспитанию и прививанию любви детей к музыке (дети любили петь песни под гитару), при разучивании песен, и других форм проведения вечернего досуга.
Разнообразие репертуара определятся тематикой смены и самого лагеря. В туристических лагерях преобладают туристические, походные песни и кричалки. В патриотических – больше песен про Родину (С чего начинается Родина?), страну (Батяня-комбат группы «Любе»), военные («Катюша» М. Блантера). В оздоровительных – больше шуточных и развлекательных песен.
Все респонденты уверенно считают, что необходимо тщательно подбирать репертуар в соответствии с возрастом воспитанников. Это безусловно, отвечает общеметодическим требованиям к выбору репертуара.
Потребность петь возникала при различных ситуациях: в автобусе, возле костра, в походах, на море, на общелагерных мероприятиях, в свободное время.
Разучивать песни легче со школьниками 7-13 лет. С подростками подобная работа осложнялась тем, что они считали разучивание новых песен необязательным. Но если песня нравилась – то подростки разучивали ее с большим интересом. Например, юмористическая песня «Два гуся».
К сожалению, картина не получилось достаточно полной на вопрос о том, что любят петь дети разных возрастных групп: из 15 ответили, развернуто, конкретно лишь 10 респондентов. Они утверждали, что в возрасте от 7 до 10 лет дети любят петь про животных, про природу, в возрасте от 11 до 13 лет – про любовь, про дружбу, а в возрасте от 14 до 16 лет – эстрадные песни, рок, хип-хоп.
При подготовке к работе в лагере в качестве вожатых респонденты собирали сценарии, разучивали новые песни, кричалки, речевки, записывали диски с различной музыкой, готовили методический материал (психологические тесты, тренинги на сплочение членов отряда); девизы, игры на знакомство.
На вопрос, в каких формах присутствовала музыкальная составляющая: 6 респондентов ответили игры, 8 респондентов ответили конкурсы и только 3 ответили кружковая работа. Такой показатель говорит о необходимости расширения штатного расписания в ДОЛ за счет включения специалистов – руководителей кружков различных направлений. В таких случаях исключается возможность безделья воспитанников и их деструктивного, асоциального поведения.
На последний вопрос: как вы думаете, достаточно ли музыкальной составляющей в расписании лагерной смены – 80% респондентов ответили, что ее надо увеличить и только 20 % что – да, достаточно.
На основе анализа ответов анкетируемых мы сделали следующие выводы:
Форм досуга много, но не все присутствуют в каждом лагере. Это характеризуется направлением лагеря и тематикой смены.
Необходимо расширять музыкальную составляющую досуга – с помощью специально направленных кружков (эстрадный вокал, спортивно-эстрадные танцы, театральная студия)
Необходимо активизировать работу по подготовке студентов к летней педагогической практике. Методическая неподготовленность зачастую приводит к отсутствию целенаправленной работы и психологического взаимопонимания между вожатыми и детьми.
Требуется создание центра по накоплению методического материала для летней педагогической практики, которым может воспользоваться любой желающий.
Другие статьи:
Специфика деятельности специальных образовательных учреждений VI вида
В России на современном этапе детям с ограниченными возможностями здоровья оказывают специализированную помощь множество учреждений, находящихся под различными ведомствами. Система учреждений, оказывающих специализированную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в России: - Министерство образова ...
Анализ эффективности работы
Для определения эффективности проделанной нами работы по формированию мотивационной готовности к учению мы провели методику «Беседа Нежновой» (табл. 5). В ходе обследования ребенку задают вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения. Преимущественная о ...