определить минимум содержания подготовки, который обязательно должен быть усвоен;
позволить регионам дополнять содержание по своему мнению и потребностям; образование государственный учебный стандарт
регулировать и унифицировать ход учебного процесса;
утвердить единый документ об образовании.
По замыслу разработчиков ГОС должен был сохранить гибкость, демократизм, а так же с одной стороны ограничить самостоятельность, а с другой стороны предоставить свободу для учета потребности региона с учетом трех социальных элементов:
- интерес населения;
- интерес работодателя;
- интерес учебного заведения.
22 июня 1994 года Министерство образования издало приказ № 215 “О введении в действие документов государственного образовательного стандарта начального профессионального образования” (ГОС НПО). Документ имел несколько приложений:
Приложение 1 к приказу 215 “Основные положения ГОС НПО, основные термины, определения”.
Приложение 2 к приказу 215 “Перечень профессий НПО”.
Приложение 3 к приказу 215 “Модель учебного плана”, образец документа.
А также другие документы второстепенного характера.
Более 10 документов, которые регламентируют организацию учебного процесса и требования к квалификации преподавательского состава и документу об образовании (диплому). Порядка 300 документов по профессиям. В структуру таких документов входят: пояснительная записка; профессиональная характеристика, которая дает сведения о содержании образования в приближенном описании, более подробное описание приведено во второй части ГОС. Вторая часть это Федеральный компонент содержания профессиональной подготовки (ФК), это минимум содержания образования, который должен быть усвоен. Государство отвечает за Федеральный компонент, финансирует только эту часть обучения и контролирует расходы. Данный компонент обеспечивает единство образовательного пространства. Если образовательное учреждение не выполняет требований по расходу федеральной части финансирования, то его лишают лицензии на ведение образовательной деятельности.
До 1994 года структура модели имела вид:
Цикл Общеобразовательный
Предмет 1 часы
Предмет 2 часы
Цикл Профессиональный
Предмет 1 часы
Предмет 2 часы
С 1994 года все содержание обучения делится на три группы: обязательные, по выбору, факультативные.
Каждый элемент структурного подразделения ограничен конкретным интервалом часов, усложнение структуры показывает степень свободы учебных заведений. Свобода выражается во-первых в интервале часов, предоставленных для изучения конкретного предмета, во-вторых наличие предметов по выбору и факультативных дисциплин, в-третьих резерв времени, который предоставляется национально региональным компонентом. Из схемы так же четко видно, где должна быть свобода, а где ее не должно быть.
Для примера рассмотрим ГОС доля модельщиков. Данный стандарт содержит профессиональную характеристику, федеральный компонент содержания образования, который содержит предметную область, учебные элементы, дидактические элементы и фрагменты программы конкретного предмета. Общая часть ГОС, где модель и предметная область, позволяет создать учебный план. Был приведен пример для создания учебного плана для каждой профессии.
Примерный учебный план показывает, как может быть разработан рабочий учебный план в рамках модели. Это не означает, что рабочий учебный план должен быть идентичен своей модели, главное, что бы он был разработан в рамках этой модели. Модель это примерный учебный план, в нем приведен общий объем часов по предметам и последовательность их изучения.
А. Обязательное обучение.
1.Общеобразовательная подготовка (школьные предметы).
Федеральный компонент и национально-региональный компонент (НР)
1.1.Гуманитарный цикл интервал часов
1.2.Естественнонаучный цикл интервал часов
Резерв времени
2.Профессиональная подготовка
Федеральный компонент и национально-региональный компонент
2.1.Общепрофессиональный цикл интервал часов
2.2.Профессиональный цикл (общетехнический цикл для технических профессий) интервал часов
2.2.1.Базовый курс (ФК) интервал часов
2.2.2.Специальный курс (НР) интервал часов
Резервы времени
Б. Предметы по выбору (по выбору студента из списка, определяемого учебным заведением на основании подготавливаемой профессии, состава педагогов, материальной базы.Эти предметы становятся обязательными).
В.Факультативные (не обязательные предметы).
Модель учебного плана едина для всех профессий НПО и названия предметов в ней не указано. Предметное наполнение осуществляют образовательные заведения, создавая рабочий учебный план и придерживаясь указанного в модели интервала часов. Такая модель отличается гибкостью, которая создается за счет 1) Национально-регионального компонента, 2) резерва времени, 3) интервала часов по каждому структурному элементу, 4) предметов по выбору, 5) факультативов. Раньше, чтобы внести незначительное изменение в УП, необходимо было пройти через множество инстанций, прежде чем в Министерстве образования одобрят введение. Теперь, при формировании рабочих учебных планов учебные заведения располагают широкими свободами.
Другие статьи:
Различные подходы к проблеме исследования педагогической запущенности
Проблема педагогической запущенности достаточно хорошо изучена в педагогической науке. Существует много работ по данной проблеме. Однако в научно-педагогической литературе нет однозначного толкования понятия «педагогическая запущенность». Само понятие "педагогически запущенные" в современной теории ...
Работа социального педагога по социальной адаптации детей из разведенных
семей
Рассматривая социальную адаптацию как включение детей в сложную систему общественной деятельности и общественных отношений, социальный педагог, призван обеспечить перестройку их поведения и структуры деятельности. При этом включение должно быть целенаправленным и относительно контролируемым. Немаловажную рол ...