Отвечая на вопрос: Чему учить? мы отвечаем – профессии, хотя это очень приблизительный ответ. Подробно изучив квалификационные характеристики, которые приведены в ЕТКС, убеждаемся, что характеристики изложены очень кратко и дают сведения о содержании профессии грубо и сжато. Кроме того, сам справочник предназначены для организации производства, а не организации обучения. В нем приведены чисто функциональные знания и умения, которыми необходимо владеть работнику при изготовлении изделия. Также нельзя и без экстрафункциональных знаний и умений (экстра – избыток, сверх) – тех квалификаций, которые выходят за пределы трудовой деятельности и без которых невозможно освоить профессию. Например: привычка не опаздывать повышает эффективность обучения, коммуникабельность важна для приемщика заказов в ателье и других профессий. Но эти данные не написаны в ЕТКС, что говорит о том, что справочник является источником формирования содержания образования, но его очевидно не достаточно.
Из исторических данных известно, что система профессионально-технического образования (ПТО) просуществовала с 1949 до 1992 года. В этот период на основе квалификационных характеристик (КХ) ЕТКС организаторы образования создавали подробные КХ для профессионально технического образования. В конце 80-х в начале 90-х г.г. наиболее продвинутые работники ПТО предложили документ профессиограмму, которая наиболее полно раскрывала содержание подготовки. Профессиограмма была настолько подробной, что вызвала одобрение учебных заведений. Недостатком было то, что на создание ее для каждой из 300 рабочих профессий требовалось много усилий и не нашлось большого количества специалистов для их разработки. Поэтому КХ для профессионально технического образования разрабатывали центральные органы управления образования, а профессиограммы – региональные.
Центральные органы управления образованием в разное время назывались по-разному: Государственный комитет по профессионально-техническому образования СССР к середине 80х годов, Министерство образования и Государственный комитет по высшей школе в 1992 году, далее Министерство общего и профессионального образования РФ, Министерство образования РФ, в настоящее время - Министерство образования и науки РФ.
Региональные органы управления в регионах России имеют названия – Областное министерство образования (Екатеринбург), Департамент образования (Челябинск), Комитет по образованию (Тюмень).
На основании квалификационных характеристик разрабатывался документ учебный план. Первые учебные планы представляли собой перечень изучаемых предметов, общее количество часов на предметы о распределение часов по годам и полугодиям, график обучения, продолжительность полугодий, каникулы, график учебной практики, а так же подразделение между предметами, которые выносятся на экзамен и зачет. Учебные планы (УП) имели простую структуру и состояли из двух циклов: общеобразовательного и профессионального.
Первые учебные планы разрабатывались в центральных органах управления образованием, рассылались во все учебные заведения и имели при себе инструкции по применению: “Учебный план является государственным документом и обязателен для выполнения в каждой академической группе. Внесение изменений в учебный план возможно только с разрешения ГОСКОМ СССР по профессионально-техническому образованию”. Это объясняется двумя принципами, во-первых, централизованной экономикой государства, а во-вторых, финансированием из средств государственного бюджета.
В 1991 году в стране произошла децентрализация экономики, и при этом многие полномочия центральных органов управления были переданы региональным структурам. Образовательные учреждения стали финансироваться частично из средств федерального бюджета, муниципального бюджета, заинтересованных предприятий и работодателей. Данная реорганизация позволила профессиональным учебным заведениям самим разрабатывать учебные планы.
Спонтанная разработка учебных планов и полное отсутствие компетентных специалистов в этой области привело к серьезным ошибкам. Получилось так, что в разных регионах подготовка специалистов, а следовательно, содержание по одной и той же профессии были различны. Документ об образовании, тем не менее, выдавался одинаковый, что шло в ущерб профессиональной подготовки, и при этом возникла опасность развала единого образовательного пространства.
Центральные органы управления оценили возникающую опасность. В 1992 году появился “Закон об образовании”, где был введен новый термин Государственный образовательный стандарт (ГОС). В 1996 году вышла вторая редакция этого документа.
Система образования РФ теперь состоит из нескольких компонентов, одним из которых является ГОС. ГОС предоставлял свободу образовательным учреждениям в определенных рамках, включая инвариантное ядро (неизменное) и вариативную часть. Данный документ служит для того, чтобы:
Другие статьи:
Цели, задачи внеклассной работы по географии и основные требования к ее организации и содержанию
В условиях всеобщего среднего образования и повышения научного уровня преподавания успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения в классе на уроке, но и от организации внеурочной работы по предмету. Спецификой предмета является то, что именно география дает человеку ...
Методика применения «опорных конспектов» в общеобразовательной школе
Понятие опорного конспекта прочно вошло в педагогическую литературу, начиная с работ донецкого учителя-новатора Шаталова. Здесь опорный конспект по физике понимается расширительно в той мере, в какой он может заменить минимальный конспект для учащихся. Опорный конспект представляет собой наглядную схему, в к ...