Организация групповой работы на уроке

Страница 1

Групповая работа позволяет привить ребятам навыки делового общения, совместного поиска и принятия решений, межгруппового взаимодействия, взаимной терпимости, умение преодолевать возникающие межличностные противоречия.

В процессе группового взаимодействия приходит применение ценностей и потребностей других. В группе учащийся чувствует себя принятым и принимающим, пользующимся доверием и доверяющим, окруженным заботой и заботящимся, получающим помощь и помогающим.

Групповая работа может быть организована на уроках математики при закреплении пройденного материала, а также при изучении нового, когда материал достаточно прост в изучении. Примеры уроков обоих типов представлены ниже.

Урок изучения нового материала.

"Показательные уравнения" (Мордкович А. Г. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл.).

Цели:

образовательные - формирование умения решения показательных уравнений, обобщение и систематизация знаний о показательной функции;

воспитательные - создание условий для воспитания навыков делового общения, сотрудничества;

развивающие - создание условий для развития умения анализировать, сравнивать, проводить аналогии, конкретизировать.

Организация урока.

Учитель заранее готовит программированные карты (см. приложение 3.1), в которых содержатся подробные указания по изучению нового материала и формирует группы из четырех человек. На уроке учащиеся объединяются в группы, каждая из них получает программированную карту и выполняет задания. Группа, выполнившая первую часть заданий, обращается к учителю. Он проверяет правильность выполнения и дает индивидуальное задание каждому из учащихся, которое они должны выполнить за определенное время. Выполнив его, они могут приступать к прохождению второго этапа и т. д. В конце урока учитель подводит итоги проделанной работы, высказывает свои замечания.

Урок - закрепление

"Показательные уравнения и неравенства " (Мордкович А. Г. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл.).

Цели:

образовательные - закрепление умений решения показательных уравнений и неравенств;

воспитательные - создание условий для развития отношений взаимопомощи, сотрудничества, взаимоответственности;

развивающие - создание условий для развития умения анализировать, сравнивать, проводить аналогии, конкретизировать.

Организация урока.

Учитель заранее формирует группы из четырех человек таким образом, чтобы в каждой группе оказалось хотя бы по одному сильному ученику. Им он дает в качестве домашнего задания материал, который все остальные будут решать на следующем уроке, проверяет и разбирает вместе с ними ошибки, собирает тетради. На уроке учитель объединяет учащихся в группы и сильные ученики прорешавшие данные задания становятся консультантами, объясняют решение задач, вызывающих затруднения у участников группы.

По окончании урока консультант выставляет коэффициент трудового участия каждому из учащихся, работающих в его группе.

Эффективность управления развитием коллектива зависит от того, насколько педагог умеет поддержать попытки учащихся внести свой собственный вклад в групповые отношения, почувствовать себя нужным, что дает ощущение причастности, включенности в жизнь класса - мощного фактора личностного развития (повышение самоуважения). Ученики с высоким самоуважением могут лучше и больше вносить в групповые отношения, их вклад неповторим и оригинален. Так по спирали идет процесс развития коллектива. Помощь ученикам в построении и развитии групповых отношений основывается на следующих принципах:

1. Поддержка личного вклада учеников в процесс улучшения жизни своего класса. Чем больше ответственности в действиях ученика мы хотим видеть, тем больше возможностей для свободных самостоятельных выборов мы должны ему дать. В решении каких-то проблем учебного процесса получают определенную независимость и легитимную власть.

2. Приглашение учеников помогать педагогу ежедневно в решении самых разных учебных задач. Первый шаг в формировании чувства причастности - обращаться как можно чаще к ученикам за помощью в решении дежурных классных проблем.

3. Приучение их высказывать и обосновывать мнение и предпочтения, касающиеся учебного процесса. Можно предоставить учащимся выбор того, в какой форме будет осуществлен контроль знаний по конкретной теме: устный, зачет, письменный зачет, контрольная и т. д.; различные варианты домашних заданий. Такие приемы формируют у учеников ощущение причастности, а учителям дают свежие впечатления от многолетнего преподавания одного и того же. Старшие школьники могут выбирать курсы, ставить личные цели обучения, подписывать контракты.

4. Принятие правил вместе с учениками. Правила, которые устанавливаются в классе это закон, как для преподавателя, так и для учеников. Настоящая цель правил - помочь учителю эффективно учить, ученику - эффективно учиться, и классу - эффективно функционировать. Учитель со своими учениками создают правила жизни в классе: те, которые описывают все вещи, способствующие хорошей жизни и приятной учебе и те, которые запрещают делать жизнь в классе трудной, запрещают срывать учебу.

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Экспериментально-педагогическое исследование применения различных методик для ознакомления старших дошкольников со свойствами воздуха и воды
Наша опытно-экспериментальная работа строилась по принципу систематизирования и обобщения всех знаний, полученных из методических и психологических трудов, упомянутых в данной работе. В своей практической деятельности мы учитывали возрастные и индивидуальные особенности детей.Опыт проводился в старшей группе ...

Оформление и защита отчета по практике
По завершении преддипломной практики студенты в недельный срок представляют на выпускающую кафедру: • заполненный по всем разделам дневник практики, подписанный руководителями практики от кафедры и от предприятия; • отзыв руководителя практики от предприятия о работе студента в период практики с оценкой уров ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru