Коллективные творческие дела это естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива. Как педагогическая технология коллективная творческая деятельность или отдельные её элементы могут быть использованы при подготовке и проведении различных форм работы.
В современных условиях целесообразно сделать некоторые акценты, связанные с сущностью методики и ее практической реализацией:
-доминирование целей развития индивидуальности и реализации каждого в коллективной деятельности;
-выработка ценностей, идеалов в коллективе исходя из личностных интересов и потребностей;
-определение творческих задач, проблем для решения самими участниками деятельности;
-создание условий для включения детей в творческую деятельность различных групп, объединений;
-создание условий для самоопределения участниками роли своей деятельности, характера поведения;
-оценка результатов, анализ с точки зрения проявления и развития личности каждого, формирования его отношений с участниками деятельности.
Автор КТД подчеркивает значимость организации ученического самоуправление и как признака коллектива и как одной из эффективных форм совместной деятельности.
Школьное самоуправление-это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности. Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении управлять собой, своей жизнью в коллективе. Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Подчеркивал значение самоуправления в расширении коммуникативной практике учащихся А. В. Мудрик, который одним из первых ученых затронул проблему целенаправленного обучения учащихся общению. По его мнению, оно выполняет несколько функций: обмена информацией ее переработки и регуляции поведения. Самоуправление может быть развито только там, где есть общественная жизнь:
-клубная;
-кружковая;
-подготовка и проведение КТД;
-участие всех (учеников, родителей, педагогов) в событиях школьной жизни и жизни общества.
Ведущими характеристиками и критериями эффективности органов самоуправления являются их подвижность и гибкость. Исследователи выделяют следующие органы самоуправления:
-совещательные - различные советы по обсуждению проблем, поиску их решения (их заседания могут быть открытыми);
-представительные органы, включающие в себя доверенных лиц;
-профильные органы - группы добровольно объединившихся детей имеющих общую цель, общий интерес, общую проблему.
Ученическое самоуправление - явление сложное, длительное. Оно является результатом работы педагога и учащихся по определению элементов, связей, качеств системы. Система самоуправления (т.е. органы самоуправления) не обязательна, всегда вторична, первична деятельность, на основе которой и возникает самоуправление.
Важным условием развития ученического самоуправления является соблюдение ряда условий:
-отсутствие у органов ученического самоуправления властных полномочий, посильность задач, поставленных перед ними;
-педагогическая поддержка органов самоуправления.
Органы ученического самоуправления должны действовать, руководствуясь принципами равноправия, выборности, обновляемости, открытости, гласности, педагогической целесообразности представительности, коллегиальности в принятии решений и персональной ответственности за их выполнения, а также принципами гуманности, свободы, самодеятельности, распределении полномочий, критике и самокритике.
Высшим органам самоуправления в ученическом коллективе является классное собрание. Главное его назначение - обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в организации деятельности учащихся класса, роли первичного коллектива в жизни школы. Главные функции классного собрания - стимулирующая и организующая. Результатом его работы являются конкретные решения, направленные на положительные преобразования в классе.
Эмоциональная привлекательность любого вида совместной деятельности ( учебной, игровой, спортивной) обусловлена в значительной степени человечностью делового, формального и неформального общения. Благоприятные взаимоотношения учащихся обеспечивают личностную защищенность, переживание эмоционального благополучия каждым из них. Для создания в классе таких отношений необходимо развивать у учащихся коммуникативные навыки. В этом может помочь организация специальных занятий по овладению школьниками информацией об особенностях человеческого общения человеческой личности взаимооценок и т.д. Одним из значимых направлений деятельности является обучение учащихся общению с помощью специальных упражнений. В этой связи заслуживают серьезного внимания игровые технологии формирования и коррекции коммуникативного опыта детей. Возможности игровых технологий объясняются тем, что игра может менять отношения человека к себе, другим, изменять его психическое самочувствие, социальный статус, способы общения.
Другие статьи:
Формы представления алгоритма
Алгоритм должен быть формализован по некоторым правилам посредством конкретных изобразительных средств. К ним относятся следующие способы записи алгоритмов: словесный, формульно-словесный, графический, язык операторных схем, программа (алгоритмический язык). Словесный способ представления несложен, но имеет ...
Принципы воспитания
Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) - это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, рассмотренных нами в ...