Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произносительной системы языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи нередко наблюдается смазанность речи, "сжатая" артикуляция, а также бедность словаря и некоторая задержка в формировании грамматического строя речи. Это в основном дети с дизартрией, ринолалией и дислалией – акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.
Дети с дизартрией по физическому статусу несколько отстают от детей с нормальной речью. У детей наблюдаются симптомы органического поражения ЦНС в форме стертых парезов, изменения тонуса мышц¸ гиперкинезов в мимической и артикуляционной мускулатуре, патологических рефлексов. Со стороны двигательной сферы у детей наблюдается слабо выраженный парез и изменения мышечного статуса. Сила мышц удовлетворительная. Активные движения совершаются в полном объеме, но замедленные, неловкие недифференцированные. В неврологическом статусе детей с дизартрией наблюдаются изменения вегетативной нервной системы, которые проявляются преимущественно в виде потливости ладоней и стоп, их похолодании. Интеллект страдает в разной степени. У одних отмечается норма, у других – ЗПР или олигофрения. Внимание менее устойчивое, наблюдается пониженный уровень устойчивости и переключаемости, что объясняется недостаточной подвижностью основных, нервных процессов в коре больших полушарий. Память характеризуется слабостью процессов запоминания.
Дети с ринолалией по состоянию психического развития составляют весьма разнородную группу: дети с нормальным психическим развитием, с задержкой умственного развития, с олигофренией (в разной степени). У некоторых детей имеются отдельные неврологические микропризнаки: нистагм; легкая ассиметрия глазных щелей, носо-губных складок. Очень часто наблюдаются нарушения нервной системы, выраженные психогенные реакции на свой дефект, повышенная возбудимость. Патологические особенности строения и деятельности речевого аппарата обуславливают многообразные отклонения в развитии не только звуковой стороны речи, в разной степени страдают различные структурные компоненты речи. Отмечается позднее начало речи. Дети с ринолалией соматически ослаблены, у них наблюдается склонность к заболеваниям дыхательных путей, отитам. Примерно 60-70% детей имеют снижение слуха различной степени (чаще на одно ухо).
При акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической дислалиях у детей нет нарушений слуха. При неврологическом обследовании обычно не отмечается симптомов органического поражения нервной системы. В целом детям, страдающим дислалией, присущ обычный психический облик ребенка соответствующего возраста. Чаще всего это живые жизнерадостные дети. Нарушений дыхания не отмечалось, голос детей ясный, громкий. При исследовании ЦНС, грубых органических нарушений не отмечалось, за исключением отдельных детей, у которых отмечалась органическая симптоматика. В основном может наблюдаться легкая сглаженность носогубной складки, беспокойство языка при высовывании, затруднение при попытке коснуться кончиком языка верхней губы, неравномерность сухожильных рефлексов и общее беспокойство в позе Ромберга. Значительно чаще отмечается нарушение вегетативной нервной системы, которое чаще проявляется в повышении потливости рук и ног. Со стороны психики большинство детей обладают нормальным интеллектуальным развитием, за исключением отдельных случаев, когда отмечается ЗПР. У некоторых детей наблюдаются незначительные изменения со стороны эмоционольно-волевой сферы: плаксивость, раздражительность, расторможенность, а в единичных случаях вспышки аффекта. Со стороны физического статуса и психики отклонений от возрастной нормы не отмечается. Чувства ущемлённости в связи с речевым дефектом у большинства детей не наблюдается, лишь у некоторых детей возникает некоторое понимание своего недостатка, особенно когда дефект подвергается насмешкам со стороны других детей.
Другие статьи:
Изучение состояния работы с родителями на этапе констатирующего эксперимента
Опытно-экспериментальная работа по внедрению нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей в практику работы ДОУ была проведена на базе МАДОУ д/с комбинированного вида № 10 «Аленький цветочек» в старшей группе № 3. Работа проводилась в 3 этапа, представляющие собой конст ...
Возрастные особенности подросткового периода
Дети в возрасте 10-12 лет в основном уравновешены, им свойственно открытое и доверчивое отношение кo взрослым. Они ждут от учителей, родителей, других взрослых помощи и поддержки. Однако постепенно особую роль в их жизни начинает играть коллектив сверстников и складывающиеся в нем отношения. В этот период де ...