Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа учащихся одновременно. Ее специфическая особенность – большая объективность по сравнению с устной, так как легче осуществить равенство меры выявления знаний. Для письменной проверки можно выбрать общую для всех школ систему вопросов, определить критерии оценки работы учащихся, что приводит к более полному осуществлению контролирующей и ориентирующей функций проверки.
Основной недостаток письменной проверки знаний заключается в отсутствии непосредственного контакта между учителем и учеником в процессе ее осуществления, что не позволяет учителю непосредственно наблюдать за процессом мышления учащихся, в ограниченности ее содержания.
На основании анализа результатов письменной проверки имеется возможность
дать сравнительную оценку знаний и развития учащихся;
выявить весь объем ошибок, допускаемых классом в целом по проверяемому материалу, на основании чего учитель может судить о достоинствах и недостатках применяемой им методики.
Для письменной проверки знаний, умений и навыков, учащихся всего класса требуется значительно меньше времени по сравнению с устной проверкой, но сам учитель должен затратить время на подготовку к ней и на определение результатов. Учащиеся в процессе письменной проверки должны проявить большую сосредоточенность, умение четко выражать мысли, владеть навыками письменной речи.
Письменная форма может быть использована для проверки усвоения учебного материала на 1 – 3 уровнях. Используя предлагаемую О.В. Оноприенко систему уровней приводится перечень знаний, умений и навыков, подлежащих письменной проверке.
1-й уровень
умение описывать ход физических явлений;
знание названий приборов, области применения;
знание буквенных обозначений физических величин;
знание условных обозначений; умение изображать их на чертежах.
2-й уровень
знание и понимание формулировок физических законов, их математической записи;
знание и понимание физических величин;
знание единиц физических величин, их определений.
3-й уровень
умение применять теорию для объяснения некоторых частных явлений;
умение графически изображать взаимосвязь между физическими явлениями, определять характер этой связи;
умение производить расчет, пользуясь известными формулами;
сформированность отдельных "технических приемов" умственной деятельности (составление плана ответа, умение находить нужные сведения в книге, справочнике и т. п.).
Письменную проверку знаний учащихся используют в целях диагностики умения применять знания в учебной практике (в основном при решении задач).
Письменная проверка осуществляется в виде физических диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ.
Физические диктанты как форма письменной проверки знаний одновременно большого числа учащихся получила в настоящее время широкое распространение в школах. Физические диктанты дают возможность подготовить учащихся к усвоению нового материала, к урокам решения задач, провести обобщение изученного, являются одним из средств проверки сознательного выполнения домашнего задания, позволяют выявить умение школьников применять знания в учебной практике при решении задач, подготовленность к выполнению эксперимента. С помощью физических диктантов решаются следующие дидактические задачи обучения физике:
диагностирование знаний учащихся,
предупреждение возникновения пробелов,
корректирование процесса обучения,
проверка достижения конечного результата обучения.
Физические диктанты представляют перечень вопросов, которые учитель диктует учащимся и на которые они сразу же должны написать ответ. Систематическое проведение физических диктантов оказывает на учащихся психологическое и воспитательное воздействие. Они приучаются вдумчиво и серьезно учить материал. Готовясь к уроку, они предполагают, какие вопросы будут проверены учителем фронтально, какие индивидуально, а какие – в форме физического диктанта. Учащиеся привыкают к тому, что знания каждого из них будут тщательно проверены и оценены. Это воспитывает дисциплину труда, трудолюбие.
Другие статьи:
Заболевания и сроки возобновления занятий физической
культурой
Полное прекращение занятий физическими упражнениями может носить только временный характер. Сроки возобновления занятий физической культурой и спортом после перенесенных заболеваний и травм определяются врачом индивидуально для каждого учащегося с учетом всех клинических данных (тяжести и характера заболеван ...
Характеристика психофизиологических особенностей детей с ограниченными
возможностями здоровья
Представления о ребенке с ограниченными возможностями связываются, прежде всего, с понятием здоровья и болезни, адаптации и дезадаптации, нормы и патологии. Психическое здоровье в психологической литературе рассматривается как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психич ...