Урок № 2. Обобщающий урок природоведения по теме "Земля"
Задачи урока:
Систематизировать и обобщить знания учащихся о строении Земли,
Развитие познавательного интереса к предмету,
Развитие коммуникативных навыков,
Развитие логического и образного мышления.
Оборудование:
Физическая карта полушарий,
Таблица “строение Земли”,
Карточки для 3 этапа урока.
Ход урока:
Ребята! Сегодня у нас с вами заключительный урок по теме “Земля”. Мы с вами многое узнали о нашей планете, многому научились, многому удивились. Сегодня придется удивиться еще. Ведь урок сегодня не обычный, а ваш любимый - сказочный. Вы готовы к путешествию в сказку? Готовы?! Сказка начинается. Но сказка не обычная, а хитрая. В ней спрятаны для вас приятные сюрпризы. Будьте внимательны, не пропустите их!
Часть первая: сказка “Три сестрицы”
Три сестрицы вечерком собрались на бал втроем.
Одевались, наряжались, и случайно…разругались.
Не могли никак решить: кто важнее. Как тут быть?
Вы, ребята, спор решите
И сестричек помирите.
Угадайте - кто они, все ль они во всем правы?
“Я, - промолвила одна, - и изящна, и легка,
И прозрачна, и светла, и сильна, и шаловлива,
И по-своему красива.
Только если рассержусь - вмиг с врагами разберусь!
Ветром их я закручу, смерчем в поле заверчу!
Я на свете всех смелее, всех прекрасней и сильнее!"
“Я - могуча и сильна, хоть и мокрая слегка.
Вы меня везде найдете: и в колодце, и в болоте,
И в морях, и в ледниках, есть и в каждом я из вас.
Всем нужна, - и вам, ребята. Что, загадка сложновата?
Я, конечно, всех важнее, всех прекрасней и сильнее! ”
“Я из всех всему основа. Я тверда, и я сурова.
Я местами горяча, и подвижна и сильна.
Я неровная местами, очень я дружу с корнями -
Без меня им негде жить. Словом, можно нам дружить.
Я на свете всех сильнее, всех прекрасней и важнее!"
Как зовут сестриц, узнай-ка,
Хитрость сказки разгадай-ка!
Учитель: Вот такая необычная сказка. Узнали ли вы, ребята, о каких сестрицах идет речь?
Сейчас я еще раз сказку прочитаю, а вы постарайтесь узнать, как же зовут этих сестриц.
Свое мнение аргументируйте - почему вы так считаете.
(Три сестрицы - Атмосфера, Гидросфера и Литосфера)
Часть вторая: “Как сестричек примирить”
Учитель: Что ж, имена сестриц вы угадали. Молодцы! Теперь придется потрудиться, чтобы их примирить. Сначала сделаем вот что. Сестрицы ведь на бал собрались? В старину, когда на самом деле балы бывали, на них собирались самые знатные люди - короли и королевичи, принцы и принцессы, вельможи и их приближенные, то есть подданные. Представим себе, что наши три сестрицы из сказки - это три принцессы и у них, конечно, есть подданные. Я вам сейчас прочитаю различные знакомые вам слова, а вы постарайтесь правильно распределить их между сестрицами - угадать кто чей подданный. Запишите в тетрадях имена сестриц в строчку, а под ними столбиками запишите выбранные вами слова. Если вы правильно выполните это задание, то сестрицы, глядишь, и помирятся, а вы можете получить хорошую отметку.
Слова: Почва, ветер, Мировой океан, рельеф, озоновый слой, ледники, землетрясения, болота, горные породы, погода.
(критерии оценок:
“5” - 0-1 ошибка,
“4” - 2-3 ошибки,
“3”-4 ошибки,
“2” - более 4 ошибок.
Часть третья: “Начинаем пышный бал”
Учитель: Надеюсь, наши сестрички помирились, значит, сказку можно продолжать.
Начинаем пышный бал,
Разноцветный карнавал!
Быстро в пары разберитесь,
В модном танце закружитесь!
Только - что за ерунда -
Пар не видно, вот беда!
Сейчас мы попробуем пары для танцев составить. Я раздаю вам сейчас разноцветные карточки - кому зеленые, кому - синие. На карточках написаны слова: у кого-то - термины, а у кого-то их определения. Каждому из вас нужно найти в классе свою пару, чтобы вместе получились термин и его определение. Например, у одного из пары на карточке написано “атмосфера”, а у другого - “воздушная оболочка Земли". Вы можете спокойно ходить по классу в поисках своей пары. Подсказка: в паре должны оказаться карточки разных цветов одна - синяя, другая зеленая. Пары, нашедшие друг друга выходят к доске и встают рядом друг с другом.
Задания на карточках:
Синие карточки: Зеленые карточки:
Атмосфера Воздушная оболочка Земли
Погода Состояние нижнего слоя атмосферы в данное время в данном месте
Другие статьи:
Некоторые особенности учебной деятельности старших
школьников
В.А. Сухомлинский отмечал: “Из практики воспитательной работы многим учителям хорошо известно такое непонятное с первого взгляда явление: чем старше становится ученик, тем труднее ему учится… Причина этого явления в подавляющем большинстве случаев – неумение пользоваться обобщающими понятиями в целях познани ...
Выявление знаний старших дошкольников о геометрических
фигурах и форме предмета
В исследованиях участвовало 2 группы (50 детей) старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №7» 1. Констатирующий эксперимент. 2. Формирующий эксперимент. 3. Контрольный эксперимент (контрольный срез). Дети были условно р ...