В 90-х гг. проблеме патриотического воспитания молодежи уделяется значительно меньше внимания, что связано, на наш взгляд, с процессами, происходящими в обществе, изменением политических и экономических ориентиров в развитии страны и, следовательно, с изменением концептуальных основ воспитания и образования подрастающего поколения. Однако данная проблема не потеряла своего значения и в наше время. Более того, она приобретает особую актуальность, т. к. появление многопартийной системы в стране, демократизация общественной жизни привели к тому, что идеи патриотизма берутся на вооружение различными партиями и движениями самого разного, часто противоположного направления. Это приводит к тому, что понятия «патриотизм», «патриот» приобретают негативный оттенок. Кроме того, трактовка этих понятий с позиций коммунистической идеологии делает их с точки зрения некоторых исследователей устаревшими. Но, рассматривая патриотизм как неотъемлемую часть социально-нравственной направленности личности, мы считаем необходимым переосмысление его содержания в новых социально-экономических условиях, а проблему патриотического воспитания молодежи по-прежнему важной.
Интересным, на наш взгляд, является исследование Ш.Ш. Хайрулина по проблеме патриотического воспитания курсантов военного вуза. Основываясь на глубоком историко-философском и педагогическом анализе проблемы патриотического воспитания, автор рассматривает патриотизм как качество личности, находящееся во взаимосвязи с духовностью личности. При этом подчеркивается, что, являясь одним из проявлений преимущественно потребности «для других», патриотизм представляет одно из проявлений духовности личности в целом.
В некоторых исследованиях последних лет патриотическое воспитание рассматривается в совокупности с проблемой гражданского воспитания (К.Ш. Ахияров, А.С. Гаязов, А.В. Беляев, С.Е. Матушкин и др.).
К.Ш. Ахияров рассматривает воспитание гражданственности на основе этнопедагогики. Подчеркивая огромное значение родного языка, традиций, нравственных ценностей и идеалов в воспитании подрастающего поколения, автор анализирует различные методы воздействия на воспитанников на основе использования фольклора, эстетического восприятия действительности и пр.
Такой подход к воспитанию гражданственности выявляет общие черты, объединяющие народы, что особенно важно в условиях многонационального состава нашего государства.
Проблемам воспитания гражданственности в современных условиях посвящена работа С.Е. Матушкина «Народность в воспитании гражданственности». Автор раскрывает органическую взаимосвязь патриотического и гражданского воспитания, обосновывает необходимость реализации принципа народности в общественном воспитании, что предполагает в качестве основы патриотического и гражданского воспитания развитие у воспитанников чувства Родины .
А.С. Гаязов выделяет в качестве одной из задач гражданского воспитания формирование чувства патриотизма и интернационализма, отмечая, что «по своей сущности данное направление более тесно связано именно с гражданским воспитанием, так как оно специфично связывается с понятием Отечество, государство. Родина, страна» . Автор подчеркивает, что «правильно организованное гражданское воспитание формирует доминирующее над узколичностными чувство патриотизма, наполненное гражданским звучанием».
Другие статьи:
Урок – основная форма организации обучения
Как известно, образование в нашей стране, будучи вовлеченным в современные социально-экономические преобразования, претерпевает серьезные изменения. Они в той или иной мере коснулись большинства аспектов системы. Так, на основе ведущих положений вариативности образования организованы различные типы образоват ...
Применение микрокалькуляторов в начальных классах
Сегодня микрокалькулятор является одним из важнейших средств обучения. Многие авторы учебников активно включают работу с ними в содержание курса математики: Н.Б. Истомина, В.Н. Рудницкая, А.Л. Чекин, М.И. Моро и др. Однако очень часто и педагоги, и родители относятся к нему с большим недоверием. Аргумент дос ...