Целью
контрольного эксперимента явилось выявление динамики уровня развития активного словаря прилагательных. Для этого нами был проведен эксперимент, аналогичный тому, что проводился в начале исследования. Необходимо отметить, что эксперимент проводился после системы работы по увеличению объема активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Протоколы контрольного этапа исследования представлены в приложениях №4–6, стр. 3. Данные приводятся в сравнении с первоначальными, полученными в ходе констатирующего эксперимента.
Первая серия – описание предмета по представлению, количественные данные отражены в таблицах 4,5.
Таблица 4. Количество употребленных прилагательных по представлению
Имя ребенка |
На одно слово в среднем |
Общий средний показатель | ||
Констати рующий |
Контроль ный |
Констати рующий |
Контроль ный | |
Ваня М. |
3,7 |
3,8 |
3,6 |
4,4 |
Даниил К. |
5,3 |
5,7 | ||
Дима Ж. |
2,3 |
4 | ||
Ирина В. |
3,3 |
4,7 | ||
Паша К. |
3,7 |
4,3 | ||
Маша Т. |
3,3 |
3,6 |
По данным этой серии, дети в среднем употребили 4,4 прилагательных по представлению. У двоих детей индивидуальный показатель превышает среднегрупповой, почти соответствует – у одного ребенка, у троих детей – ниже среднего.
Также необходимо отметить, что по сравнению с данными аналогичной серии констатирующего эксперимента, количество употребленных прилагательных возросло.
Качественные показатели представлены на рисунке 4:
Рис. 4
Дети больше всего употребили прилагательных оценки, далее следуют прилагательные, обозначающие цвет, а прилагательных остальных групп стало примерно равное количество. Т.е. после эксперимента детьми больше употреблялись по представлению прилагательные, обозначающие материал, величину и форму.
Количественные результаты второй серии представлены в таблице 5.
Таблица 5. Количество употребленных прилагательных на одну картинку
Имя ребенка |
На одно слово в среднем |
Общий средний показатель | ||
Констати рующий |
Контроль ный |
Констати рующий |
Контроль ный | |
Ваня М. |
3,3 |
4,1 |
3,8 |
4,7 |
Даниил К. |
4 |
5,8 | ||
Дима Ж. |
4 |
4,3 | ||
Ирина В. |
4,7 |
5 | ||
Паша К. |
4,3 |
4,7 | ||
Маша Т. |
3,3 |
3,9 |
Другие статьи:
Характеристика психофизиологических особенностей детей с ограниченными
возможностями здоровья
Представления о ребенке с ограниченными возможностями связываются, прежде всего, с понятием здоровья и болезни, адаптации и дезадаптации, нормы и патологии. Психическое здоровье в психологической литературе рассматривается как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психич ...
Диагностика обучения школьников
Диагностика учебного процесса в последнее время имеет все большее значение в обучении школьников. В настоящее время основной упор делается даже не на сам контроль знаний как таковой, а на то, каковы общие результаты процесса обучения, на то, что надо сделать, чтобы повысить уровень обучаемости учеников. Диаг ...