В условиях динамического изменения структуры восприятия, ритмов и скорости приобретения информации, потребностно-мотивационной и эмоционально-волевой сфер, пространства деятельности, структуры отношений воспитание патриотизма требует от педагогов особой корректности, всесторонней подготовленности, знания потенциала учебных предметов. Ядром этой системы возможностей мы считаем нравственно-патриотический потенциал, что позволяет основную роль школьного краеведения определять как всестороннее изучение учащимися в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края по разным источникам и на основе непосредственных наблюдений под руководством педагога.
Все знания, умения, навыки школьников, полученные в ходе изучения родного края, должны закрепляться на практике средствами регионально-краеведческого компонента, к которым относятся:
- предметное краеведение;
- прикладной курс краеведческой направленности;
- эколого-краеведческо-туристическая деятельность общества.
Материалы исследований образовательно-воспитательного потенциала регионального компонента и место регионального компонента в структуре содержания образования (Н.Д. Андреева, О.А. Бахчиева, Т.В. Васильева, Л.Ф. Греханкина, А.В. Даринский, У.А. Есназарова, О.А. Иванова, О.Б. Мазбаев, Н.В. Ивлева, А.П. Костюк, С.И. Козленко, Н.А. Низовцева, А.Г. Прокофьева, П.Г. Семенов, С.З. Тайбогаров, З.Н. Ткачева и др.) показали, что роль регионально-краеведческого компонента в системе патриотического воспитания старшеклассников заключается в обеспечении:
- максимального приближения услуг образовательной сферы к реальным образовательным потребностям;
- максимально эффективного всестороннего развития ребенка в соответствии с его индивидуальными способностями, интересами и с учетом перспектив развития территории (рынка труда, его запросов);
- реализации дидактических принципов «от близкого — к далекому», «от известного — к неизвестному», «от простого — к сложному»;
- укрепления любви к родному краю, зарождения интереса к его социально-экономической жизни, воспитания патриотических чувств, патриотического сознания и патриотического поведения;
- воспитания у школьника любви к своей стране, к своей «малой родине», уважения и толерантности в отношении других народов;
- развития мышления, свободного от стереотипов;
- формирования эмоционально-ценностного отношения к родному краю;
- перехода от стереотипного представления о регионе к активному эмоционально-ценностному восприятию каждой территории своей страны;
- активного познания родного края, его природных богатств, культуры, истории;
- оздоровления и физического развития школьников (особенно через туризм в системе краеведения);
- развития способности не только смотреть, но и видеть, не только знать, но и понимать;
- изучения школьников, диагностики их отклонений в нравственном развитии;
- познания детьми друг друга;
и ряда других жизненно необходимых компетенций.
Традиционная классно-урочная система преподавания в школе не может обеспечить прогресс в экологическом обучение и воспитании школьников. Экологическое воспитание должно нести комплексный характер и включать разнообразные формы и методы работы. Одной из форм организации экологического обучения и воспитания является учебная экологическая тропа.
Цель работы на учебной экологической тропе – продолжение и дополнение традиционного учебно-воспитательного процесса экспериментальной и исследовательской деятельностью.
Маршрут разрабатывается с учетом местности и позволяет решать учебно-воспитательные задачи по охране природной среды в соответствии с современными требованиями.
При изучении антропогенного воздействия на окружающую природную среду (ОПС) одним из важных этапов работы на учебной экологической тропе является мониторинг.
Мониторинг ОПС представляет долгосрочную систему наблюдений за состоянием всех компонентов природы: воды, почвы, атмосферного воздуха, растительного покрова и животного мира.
В настоящее время все больше педагогов и школ начинают заниматься со школьниками исследовательской деятельностью, справедливо считая, что собственные исследования – это наиболее эффективный путь познания и что целый ряд исследовательских методов и подходов является универсальными, общими для любого вида исследовательской деятельности и, следовательно, знание их поможет детям, какой бы дальнейший путь они не избрали. Проводится довольно много конференций разного уровня, на которых школьники делают сообщения о результатах своих исследований.
Другие статьи:
Культурно-досуговая деятельность как объект научных исследований
Понятие "культурно-досуговая деятельность" вошло в научный оборот сравнительно недавно, с начала 80-х гг. Его появление явилось логическим следствием теоретического осмысления проблемы досуга, в частности, подхода к определению его сущности как одного из видов человеческой деятельности. Интенсивная ...
Принципы обучения
Принципами обучения (принципами дидактики) называют определенную систему исходных, основных дидактических требований к процессу обучения, выполнение которых обеспечивает его необходимую эффективность. Важно иметь в виду, что любой предшествующий принцип имеет отношение ко всем другим последующим компонентам ...