Возрастные возможности старших подростков и их стремление определить свое место среди окружающих приводят к важному следствию: в этот период возникает известное расхождение между тем положением, которое подросток занимает среди окружающих в качестве школьника, и тем, которое ему хотелось бы занимать, на которое он внутренне претендует. Он действительно стал взрослее во всех отношениях: более самостоятелен и умел, расширился кругозор и интересы, стал способен управлять своим поведением, что порождает потребность в какой-то новой позиции, он хочет признания со стороны окружающих его больших возможностей и, стало быть, больших прав, четко проявляется «стремление к взрослости», «к самоутверждению». Обладает уже достаточно широкими и разносторонними интересами, которые расширяются и дифференцируются.
Одной из основных форм при изучении географии Казахстана считается школьное географическое краеведение. Известный российский методист В.Н. Липник среди задач школьного краеведения называет творческую деятельность учащихся. Ее стимулируют сами методы и приемы сбора краеведческого материала, его новизна. Они способствуют развитию наблюдательности и формируют навыки поисково-исследовательского характера.
Хочется отметить эстетическую направленность краеведения и воспитание патриотизма. Элемент эстетического воспитания реализуется в раскрытии перед учащимися величия и красоты родной природы. Учитель пробуждает восхищение, глубокую гордость и искреннюю любовь к своему родному краю, к своей Родине. Родной край – это объективная среда, способствующая формированию патриотических чувств. Подобные воспитательные задачи реализуются в краеведении не только через познание природы, но и через конкретные личности .
Внеклассное краеведение, цель которого – практическое изучение родного края, во многом опирается на теоретические знания учащихся, дает возможность более глубоко и всесторонне подойти к изучению своей местности. Через внеклассное краеведение учащиеся не только изучают географию своего края, но и, что очень ценно, активно применяют приобретенные знания и умения в общественно полезной природоохранной деятельности. Учащиеся делают доклады на полученном материале, обеспечивают школу наглядными пособиями.
Содержание внеклассного краеведения определено в работе Ю.Г. Саушкина «Географическое краеведение в школе»: 1. Выявление взаимосвязей отдельных элементов природы в географическом ландшафте. 2. Влияние человеческой деятельности на процессы видоизменения природной среды. 3. Изучение процессов видоизменения рельефа, совершающегося на глазах человека и частично под его влиянием. 4. Исследование географии населения и населенных пунктов. 5. Изучение отдельных производств. 6. Описание комплексной географической характеристики района. 7. Составление физико-географических и экономических карт своей местности.
Как видно из вышеизложенного, краеведческая работа должна продолжаться все годы обучения. Изучение литературных источников позволило выявить следующие методы ее осуществления: 1. Литературный (специальная литература, материалы периодической печати, отчеты предприятий об итогах работы и т.п.). 2. Картографический (анализ карт, различных по тематическому содержанию). 3. Статистический (использование цифрового материала, графиков, диаграмм и т.п.). 4. Визуальное наблюдение. 5. Полевое исследование (экспедиции, экскурсии, сопровождающиеся топографическими и измерительными работами на местности, наблюдениями, беседами с населением и т.п.).
В большинстве случаев все перечисленные методы используют в совокупности, но учитель сам вправе выбрать основной метод и вспомогательные.
Задачи краеведческой работы, ее направления и методы являются составной частью методической системы. Она включает: 1. Предварительную работу с литературными и картографическими источниками, беседу с местными жителями. 2. Проведение полевых исследований. 3. оформление собранного материала в виде письменно -графических работ, альбомов, стендов, докладов.
Девизом для краеведческой работы по географии могут служить слова В.А. Сухомлинского о том, чтобы все годы детства окружающий мир, природа постоянно питали сознание учащихся яркими образами, картинами, восприятиями, представлениями, чтобы чтение книги природы было началом активного мышления, теоретического познания мира, началом системы научных знаний.
Другие статьи:
Программы коррекции педагогической запущенности
Коррекционная программа для клиента №1 1. Нормативно-правовая основа программы. Конвенция ООН о правах ребенка Конституция Российской Федерации 2. Цели программы: · Искоренить недостатки нравственного развития, способствовать вовлечению детей в полноценную жизнь и деятельность ученического коллектива. · Обуч ...
Актуализация внеурочной деятельности старших
школьников
Современная российская школа уже не может и не должна использовать образовательные технологии, тормозящие творческую активность, инициативу и самостоятельность учащихся, использовать экстенсивные пути и способы развития личности ребенка. Многочисленные новации учителей в последние годы направлены на обновлен ...