Учащиеся 6 класса проявляют большой интерес к физической географии. Причин для этого много: это и постоянное общение с природой и естественный интерес к ней, и наличие разнообразной информации о географических объектах и явлениях, об особенностях природы разных частей Земли, об ее исследователях из радио- и телепередач, научно-популярных кинофильмов, литературы, туристских походов и т. п. благодаря этому географический кругозор учащихся довольно широк. Но стихийно накапливающиеся внеучебные географические знания остаются на уровне фактов, ярких зрительных образов (представлений). У ребят возникает естественная потребность их понять, объяснить. Если учитель старается удовлетворить интерес учащихся только яркими красочными описаниями, демонстрацией различных наглядных пособий, т.е. делает акцент на развлекательности, а не активизирует их мышление, то, в конце концов, у них утрачивается отношение к географии как учебному предмету. Опыт показывает, что шестиклассники проявляют интерес и готовность к усвоению системы знаний по данному курсу не только на уровне восприятия фактов, но и на уровне общих представлений и элементарных понятий, понимания элементарных причинно-следственных связей. Поэтому в образовательно-воспитательных задачах курса предусмотрен этот уровень усвоения.
В учебном процессе «донаучные» знания детей должны использоваться учителем при постановке познавательных задач для пробуждения любознательности и формирования у них потребности применить знания к объяснению географических явлений, с которыми они встречаются в жизни. Благоприятствует этому то, что обычно у детей довольно прочны и полны житейские представления памяти. Они с большой детализацией воспроизводят в рассказе картины природы тех мест, где им пришлось побывать. Например, вид моря и гор побережья, описание реки, леса в средней полосе, которые видели летом на отдыхе. Все это создает условия для включения в учебный процесс житейского познавательного опыта детей при изучении нового материала. В свою очередь, это побуждает их в дальнейшем переосмысливать окружающую жизнь, ведет к осознанному ведению действительности.
Курс физической географии в 6-м классе закладывает основы всему последующему изучению географии в школе. Поставленные перед школой образовательные и воспитательные задачи заставляют значительно усилить роль практических работ в преподавании физической географии. Особенно важно строить занятия по географии на основе непосредственного ознакомления учащихся с природными явлениями, с географическим окружением школы.
Практика преподавания показывает, что увеличение в учебном процессе удельного веса самостоятельной работы детей, проводимой под вдумчивым руководством учителя, с ответственным уменьшением удельного веса словесных форм учебной работы - ведет к повышению интереса к предмету, к более прочному и сознательному усвоению курса, к овладению рядом умений и навыков, полезных в практической жизни.
Курс физической географии 6 класса строится на элементарном знакомстве с картинами природы и хозяйственной деятельности человека в различных природных зонах Казахстана, полученном учащимися в начальной школе.
Новым в подходе к изучаемым объектам в 6 классе по сравнению с пятым является раскрытие на фактах, доступных школьникам этого возраста, простейших причинных связей и зависимостей между природными явлениями.
Следует иметь в виду, что специфика курса 6 класса состоит в тесном контакте учебной работы, проводимой в порядке выполнения программы, с внеклассной работой. Эта задача разрешается значительно успешнее при условии активизации процесса обучения и воспитания, построении его на краеведческой основе.
Важно использовать следующие формы организации обучения:
а) экскурсии, цель которых расширение чувственного опыта детей, формирование умения наблюдать, на основе наблюдений самостоятельно делать выводы; - игру (дидактическую и ролевую), необходимую для развития умения действовать в соответствии с правилами, сотрудничать, предвидеть последствия своих действий и др., б) диспуты (дискуссии), с целью развития умения дискутировать, отстаивать свое мнение, приводить аргументы; в) практические работы как необходимое условие развития умения планировать свою деятельность, ставить цели и реализовывать их, использовать полученные теоретические сведения в практической деятельности; г) мини-лекции, с целью формирования умения концентрировать внимание, воспринимать со слуха достаточно длительный по времени текст, следить за логикой и последовательностью изложения учебного материала и др.
Планируя внеклассную работу, учитель в первую очередь учитывает требования программы, не допуская перегрузки учащихся, но отрабатывая с должной точностью намеченные задания и добиваясь четких выводов из сделанных наблюдений. При проведении внеклассной работы, для успешной реализации практических работ независимо от их содержания необходимы:
Другие статьи:
Особенности КДД подростков в условиях сельской местности
Подростки, в силу своих возрастных психологических особенностей, готовы воспринимать все новое и непознанное, не задумываясь о последствиях. При этом они еще идеологически неустойчивы, в их умы легче внедрить как положительный, так и отрицательный образ. Когда нет положительной альтернативы, то идеологически ...
Психолого-педагогические особенности проведения внеклассной работы
Придя на работу в школу, учитель технологии сталкивается не только с проблемами эффективной организации учебного процесса, но и постановки внеклассной работы по своему предмету. По педагогическому энциклопедическому словарю внеклассная работа- это составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна и ...