Занимательные формы внеклассной работы в начальном курсе географии

Педагогика как наука » Занимательные формы внеклассной работы при изучении физической географии » Занимательные формы внеклассной работы в начальном курсе географии

Страница 3

В игре активизируются функции личности. Если традиционно образовательный процесс связан с передачей – получением информации, обработкой некоторой системы репродуктивных мнений, то в игре участник четко ставит себе цель, отбирает целенаправленно материал, при этом он ответственен не только за свое поведение, но на нем висит груз ответственности за успех всей группы. В игре происходит рефлексирование, самоорганизация, ученик принимает решение, за которое он в ответе, игра предполагает творческое начало.

В ходе игры ученик проявляет себя, появляется возможность открытых и полноценных взаимоотношений. Игра ценна личностной самореализацией, проживанием ролей. Игра есть попытка детей организовать свой опыт. Еще одна функция игры состоит в превращении чего-то невообразимого в реальной жизни в поддающуюся контролю ситуацию.

Например, ролевые игры при изучении экологических ситуаций своей местности формируют осознанное, неравнодушное отношение к результатам негативной деятельности человека в природе, закрепление и углубление знаний о мерах по предупреждению экологических ситуаций, развитие экологического мышления школьников. Приведем примеры игр.

Игра «Узнай меня!» (или «Ромашка»), оторвать лепесток и дать название животному или растению, назвать материк, где можно встретить. Вариантов этой игры может быть много.

Игра «Имена и годы». Работа на магнитной доске, где заранее вывешиваются фамилии исследователей (можно с портретами) и отдельно годы исследования, а также можно и название материка. Расставить их так, чтобы они (годы) соответствовали фамилиям исследователям.

Игра «Угадайка». По фрагменту контурной карты определить территорию.

Существуют подвижные географические игры, их много. Они не требуют специальной подготовки, их содержание можно менять в зависимости от возраста участников. Такие игры можно проводить, как правило, во время походов, на экскурсиях в природу, прогулках, школьных переменах. Приведем примеры подвижных географических игр.

Игра «Раз! Два! Три!». Участники игры берутся за руки и образуют круг. Начиная движение по часовой стрелке. Они произносят слова: «Раз! Два! Три! Море назови!» При последних словах все останавливаются и начинают по очереди перечислять моря. Если кто-нибудь промолчит более 3 секунд, он выбывает из игры. Игра со словами: «Раз! Два! Три! Остров (горы, реки, город) назови!» продолжается, пока не останется минимальное количество участников.

Игра «Ловушка». На земле вычерчиваются контуры материков. Участники делятся на 6 групп (по количеству материков). Каждая группа выбирает один материк. Затем участники игры образуют круг вокруг своего материка. Ведущий громко произносит название животного, растения или любого объекта какого-либо материка. Участники команды этого материка должны быстро зайти на территорию материка. Кто из участников команды заходит последним исполняет номер художественной самодеятельности.

В процессе игры срабатывают ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя. Ведь чтобы победить в игре – соревновании, надо много вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени.

Также можно провести игру-путешествие, в которой учат ребят общаться с природой, не разрушать ее, а спасая ее от равнодушных людей, видеть и замечать необычное, новое в ней. Научить развивать в детях интерес к природе, воспитать бережное и ответственное отношение к окружающему миру.

Игра посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность, и благотворно сказывается на результатах обучения. Итак, играя, обучаем – это радостно, весело, интересно!

Склонность к фантазированию, стремление экспериментировать, используя свои возможности, - едва ли не самая яркая характеристика младших подростков. Если школа не предоставляет ученикам культурных форм такого экспериментирования, то оно реализуется, лишь в самой поверхностной и примитивной форме - в экспериментах со своей внешностью. При определении школьной стратегии организации адаптационного периода педагогический коллектив должен обратить внимание на следующее: Урок остается основной, но не единственной формой организации учебного процесса учащихся в 6 классе. На уроке ученику предоставляется право работать в собственном темпе и получать задания в соответствии с уровнем обученности.

Таким образом, в целом для внеклассной работы по географии в 6 классе можно отметить следующие особенности. Во-первых, внеклассная работа должна строиться с учетом географического содержания курса и иметь своей главной целью сообщение географическим знаниям учащихся большей сознательности, конкретности и прочности. Во-вторых, внеклассная работа должна быть связана, возможно, в большей степени с непосредственными восприятиями учащихся и краеведческим изучением окружающей школу местности. Формирование географических понятий должно опираться, в конечном счете, на непосредственные наблюдения учащимися природы и жизни людей. В-третьих, внеклассная работа должны давать учащимся умения и навыки, необходимые для дальнейшего изучения географии и полезные в любой области практической деятельности: изготовление наглядных пособий для географического кабинета и площадки, проведение измерительных и противоэрозионных работ (закрепление растущих оврагов, лесопосадки) и т. п. В-четвертых, внеклассная работа должна быть построена в определенной логической системе, соответствовать программе и постепенно усложняться, опираясь на пройденный материал. В-пятых, задачи, поставленные перед учащимися, должны быть четко сформулированы, понятны и доступны им. Обязательным условием успешной работы является своевременная проверка учителем выполнения заданий и ликвидация недочетов в них. В-шестых, по мере расширения географического кругозора учащихся следует вводить в практические работы задания, требующие наблюдательности, сообразительности и смекалки. Следует также приучать детей составлять и задавать друг другу задачи и упражнения по типу составленных учителем. В-седьмых, во многих работах, особенно в упражнениях с картой и глобусом, полезно использовать содержание прочитанных детьми книг, а также газетных и журнальных статей, посвященных важнейшим современным событиям.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Особенности усвоения лексики дошкольниками с нормальным речевым развитием и с ОНР
Развитие словаря тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи, фонетико-фонематического и грамматического строя речи. С помощью речи, слов ребенок осознает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в слова ...

Специфика подростковой наркомании
"Наркотик- это такое вещество или смесь веществ, которые коренным образом отличаются от всех веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека, и прием которых влечет за собой изменения функционирования организма в целом, серьезно осложняет деятельность внутренних органов, центральной и вег ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru