Обобщив вышеизложенное, можно сделать вывод: читатель в качестве понимателя смысла, выраженного текстом, который сам в свою очередь является авторской интерпретацией понимания смысла человеком, живущим, допустим, несколькими столетиями раньше, вносит в данный момент и свою версию понимания для них смысла. Естественно, что новый текст в качестве новой интерпретации смысла будет учитывать и уже изложенную автором версию, и имеющуюся у самого читателя -"понимателя" смысла на момент знакомства с текстом и выработанную им в ходе понимания общего смысла. Это и будет "единство одного и оного.
Если считать потребность в понимании смысла наиважнейшей, возникает естественный вопрос: как же происходит сам процесс понимания? Можно ли ему целенаправленно учиться, учить? Г.-Г. Гадамер утверждает: "Целое надлежит понимать на основании отдельного, а отдельное — на основании целого". К процессу понимания относится и такая очень важная мысль Г.-Г. Гадамера: "Так движение понимания постоянно переходит от целого к части и от части к целому". Если вслед за П. Рикером и принимающим его точку зрения В.Ю. Сенько под текстом понимать "связную систему знаков или образов, обладающих смыслом", тогда текст — это музыкальное произведение, архитектура, танец и т.д. Таким образом, текст — авторское, индивидуальное осмысление, интерпретация смысла, т.е. осмысление осмысляемого (выражение М. Мамардашвили), выраженное с помощью разных знаковых систем.
Рассуждения о целом и части, возможности понимания целого через часть, а часть через целое ставят извечный философский вопрос, что считать целым, что частью и как отличить одно от другого. Допустим, для герменевтики это понятно: чтобы "движение понимания" как процесс началось, необходимо сначала выделить часть из имеющегося текста. Это могут быть и отдельные предложения, и их совокупность, и отдельные предметы, возможно, герои, описания признаков, действий, явления, помогающие понять смысл. А как будет обстоять дело с текстами, выраженными другими знаковыми системами? Будет ли все это иметь отношение к самому мышлению, тем более к целенаправленному его развитию? Относительно возникновения мысли как таковой философ М. Мамардашвили, например, писал: "Первый акт мысли
— это фактически выделение чего-то (выделено нами. — В. К.), о чем вообще можно мыслить и осмысление мысли .". Попутно следует заметить, что, думается, до акта выделения из чего-либо, по крайней мере, должен возникнуть вопрос, ответом на который и будет факт выделения, а до вопроса должно быть такое явление, которое физиологи, например, называют раздражением. Это может быть также изменением внешней среды, конфликтом как в глобальном, так и в индивидуальном смысле, например в общении людей, наконец, противоречием внутреннего психического состояния индивида. Иными словами, выделение уже является ответной реакцией, причем в определенном направлении.
В своих утверждениях и философы-герменевтики, и уже упомянутый М. Мамардашвили, и многие другие, например социолог П. Сорокин, включая и точку зрения автора, максимально приближаются к научному мировоззрению нашего отечественного физиолога И.М. Сеченова, его учению, по-
учения Г. Гельмгольца и Г. Спенсера, доказал, что мышление вообще развивается из "чувствования", т.е. имеет психическую основу. Взаимозависимость, взаимосвязанность части и целого ученый демонстрирует на примере закономерности прогресса знания как такового: *Прогресс знаний заключается вообще в почти бесконечном разрастании их суммы из сравнительно небольшого числа исходных
корней, то есть в большем и большем расчленении форм,
бывших на
каждой предшествующей ступени более слитными, чем на каждой последующей
Другие статьи:
Обоснование использования технологий
Понимая всю важность внедрения ИКТ в практику учителя, я выделила основные направления работы: • использование ИКТ в качестве дидактического средства обучения (создание дидактических пособий, разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, и т. д.); • введение учебного курса «Ин ...
Психология ухода за пациентами
Постоянное присутствие и контакт с пациентом делают медицинскую сестру основным звеном между ним и внешним миром. Больше всех в этом процессе выигрывает пациент. Сестра в значительной мере должна обладать педагогическим тактом. Она должна уметь общаться с пациентами, снисходить к их капризам и всегда помнить ...