Методика обучения грамоте и грамотности на уроках русского языка в начальной школе

Педагогика как наука » Методика формирования орфографической грамотности в начальной школе » Методика обучения грамоте и грамотности на уроках русского языка в начальной школе

Страница 1

Известно, что интерес является одним из важных мотивов учения школьников. Понятие "интерес" имеет множество разных определений. В психологии интерес рассматривается как:

— избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин);

— проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Я. Рубинштейн);

— познавательное отношение человека к окружающему, к какой-то его стороне, к определенной области, в которую человек хочет проникнуть глубже (А.К. Маркова);

— активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);

— склонность к чему-либо; познавательное, избирательное, доминирующее отношение личности; направленность личности (А.К. Дусавицкий);

— специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев).

Обобщив вышеперечисленные подходы к характеристике психологической сущности интереса, можно сказать, что интерес — это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ним. Учебно-познавательный интерес является наиболее адекватным мотивом учения школьников. Мотивация учения выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Названные функции составляют единство, но проявление первой и второй функций зависит от третьей функции. Поэтому при Формировании мотивации учения главным объектом выступает именно эта функция —

смысл учения в жизни ребенка, т.е. учение для школьника должно приобрести внутреннюю значимость, личностный смысл.

Важнейшая область общего феномена интереса — личностная заинтересованность. Его предметом является одно из значительных свойств человека: способность познавать окружающий мир, проникать в его многообразие, общаться с соучастниками познания. Это важнейшее образование личности не является присущим человеку от рождения, оно складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется под влиянием социальных условий его существования. Осознание интереса связано с поисками ответов на вопросы: "Что мне необходимо?" "Без чего я не могу себя выразить, самореализоваться?" Таким образом, личностная заинтересованность — это индивидуально обусловленный интерес, активная социально-познавательная мотивация.

Значение личностной заинтересованности в жизни человека трудно переоценить. Она выступает как стимулятор деятельности, состоящей из реальных предметных, учебных, творческих действий в принятии решений по преодолению препятствий. Особую значимость личностная заинтересованность принимает в начальной школе, где учение становится главным ведущим видом деятельности в жизни ребенка. Проводником в этой деятельности становится познавательный интерес, который можно условно разделить на следующие стадии: удивление, любопытство, ситуативный (чаще спонтанный) интерес, любознательность, теоретический интерес. Удивление и любопытство обусловлено чисто внешними обстоятельствами, привлекающими внимание человека.

Муж набрал себе много слов и сказал; *Пусть они будут мои, мужского рода*. А жена набрала много слов себе и сказала: "Л это будут мои, женского рода*, А остальные слова остались посередине — среднего рода. Королева наградила мужа и жену. Она перестала путать существительные, потому что знала "секрет" различия.

Важную роль в формировании познавательных интересов младших школьников играют творческие задания. Вот примеры некоторых.

Творческие диктанты.

Это может быть составление отдельных предложений с использованием слов с заранее указанными орфограммами. Лучшие предложения диктуются и записываются.

Задания,

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Шаги для оптимизации учебного процесса
Некоторые рекомендации могут помочь педагогам эффективно преподавать в школе учебный материал детям разных возрастов. Так в работе с младшими школьниками необходимо обратить внимание на развитие волевых качеств ребенка. - связывать задания с потребностями и интересами школьников: "надо" не является ...

Проблема оценки качества образования
Не менее сложной оказывается сегодня и задача оценки качества образования. Традиционно оценка качества обученности студентов и выпускников осуществляется посредством контроля, с помощью всевозможных контрольных заданий, вопросов, практических задач. Средства контроля разрабатываются на специальностях с учето ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru