Задачи:
образовательная – раскрыть понятие кинетической и потенциальной энергии, полной энергии, изучить закон сохранения энергии, научиться применять опорный конспект;
воспитательная – показать значение опытных фактов и эксперимента при изучении данных понятий, подчеркнуть значение закона сохранения энергии, значение причинно-следственных связей в познаваемости понятий;
развивающая – работать над формированием умений сравнивать, делать выводы, работать над развитием монологической речи.
Оборудование: опорный конспект, штатив, пружина, груз, мяч, загнутый желоб, брусок, шар, компьютер, диск: TeachPro физика 7-11.
Ход урока
Работа учителя на уроке |
Работа ученика на уроке | |
1 Ориентационно–мотивационный этап | ||
Знакомство с новым материалом. Создается проблемная ситуация по расшифровке и воспроизведению опорного конспекта по изучаемой теме, записывается тема урока. Учитель отмечает, что тема большая, сложная, что понятие энергии является одной из важнейших характеристик, а закон сохранения — одним из главных законов механики, и что при объяснении будем использовать метод описания явлений, экспериментальный метод. |
Ученики слушают учителя, записывают тему урока. | |
2 Операционно-исполнительный этап | ||
Работа над изучаемым материалом. Учитель начинает расшифровывать ОК (см. Приложение Б): - говорит что означает “энергия”, в каких разделах физики какие изуча-ются энергии, что мы рассматриваем механическую энергию, как связаны между собой энергия и работа, в каких единицах измеряется энергия; - записывает обозначение и единицы измерения энергии; - рассматривает что изучает меха-ника и вводит понятия кинетической и потенциальной энергий; - записывает обозначения кинетичес-кой и потенциальной энергий; - предлагает познакомиться с кине-тической энергией при просмотре фильма (диска с учебной программой); - объяснят понятие нулевого состо-яния, выводит формулу кинетической энергии (на доске), |
Ученики слушают учителя, смотрят фильм, опыты, записывают в тетрадь обозначения, определения, выводы из опытов, вывод формул, выделяя главные формулы, проговаривают записанные формулы, учатся их “читать”, решают проблемную ситуацию, разбирая совместно с учителем поставленный вопрос. | |
словами проговаривает формулу; - предлагает познакомиться с потенциальной энергией тела, взаимодействующего с Зем-лей, показывая опыт на падение тела и пере-мещения тела из нулевого состояния на за-данную высоту, учитель на доске выводит формулу потенциальной энергии тела, взаи-модействующего с Землей, предлагает уче-никам по формуле сказать, как находится потенциальная энергия, уточняет, что нуле-вым состоянием может быть не только по-верхность Земли; - предлагает рассмотреть потенциальную энергию сил упругости, энергию взаимо-действия тела и пружины при помощи филь-ма и опыта (на деформацию пружины), вы-водит формулу потенциальной энергии сил упругости и просит учащихся “прочитать” формулу; - с помощью опыта показывает связь между энергией и работой и делает вывод, что ра-бота – мера механической энергии и чем больше энергия тела, тем большая работа бу-дет совершаться при переходе тела из данно-го состояния в нулевое; - обращается к классу с вопросом: “А может быть так, что тело обладает и кинетической и потенциальной энергиями одновременно?”, разбирает данный вопрос на примерах, пока-зывает опыты (движение тела на пружине, подбрасывания и падения мяча), выясняют, что тело всегда обладает энергией, чему рав-на полная механическая энергия; - при помощи фильма показывает неизмен-ность полной механической энергии, форму-лирует закон сохранения энергии, выводит закон на доске, рассматривает изменение закона в реальных механических системах. | ||
3 Конструктивно-оценочный этап | |
Повторение всего пройденного на уроке материала, при работе с опорным конспектом следует осознать и закрепить полученные знания, опираясь на опорный конспект воспроизвести полученные знания. |
Учащиеся просматривают записи урока, сравнивают их с опорным конспектом, анализируют, частично воспроизводят изученный материал (как фронтальный опрос) по конспекту, полностью рассказывают данный материал (2-3 ученика). |
4 Рефлексивно-оценочный этап | |
Подводя итог урока, учитель еще раз останавливается на основных поня-тиях темы (кратко при помощи опор-ного конспекта говорит о видах энер-гии и законе сохранения энергии), предупреждает учащихся, что на следующем уроке будут рассматри-вать практическое применение изу-ченного материала. |
Записывают домашнее задание. |
Другие статьи:
Виды детских оздоровительных лагерей и опыт их организации
Первые лагеря для активного отдыха детей были созданы в 20-е годы XX века. В советское время пионерские лагеря позволяли большей части детей страны отдыхать вне дома. Учителя во время школьных каникул обеспечивали воспитательную, образовательную и идеологическую работу. В конце 80-х годов XX века в период ре ...
Программа по развитию воображения у дошкольников на занятих по психологии
Программа «Волшебник!» - развитие воображения у дошкольников на занятиях по психологии. Главной задачей этой программы является развитие воображения. Программа рассчитана на 20 часов и состоит из четырех этапов, каждый из которых включает в себя по несколько занятий. Первый этап – это определение умений, кот ...