Важным элементом достижения результативности является ежедневная, постоянная, гласная, поэтапная система контроля, включающая и опрос по листам взаимоконтроля, и релейные контрольные работы.
Постоянное повторение и закрепление учебного материала воспринимается школьниками как забота о качестве их знаний. Такая система оценки труда учителя и ученика, основанная на объективности и бесконфликтности, составляет самое главное психологическое звено описываемой методической системы.
Использование логических опорных сигналов (ЛОС) дает школьнику красочный, представленный в символической форме план устного рассказа по изученному материалу. Это очень важно. Ученику не надо держать в голове план выступления, его ответ предвосхищается слушающими. Одновременно с изучением материала пополняется список знаний в очередном листе взаимоконтроля, и на каждом уроке проводится так называемое «полетное» повторение всего ранее изученного материала, что в плановом порядке к концу изучения темы подводит многих к прочному усвоению знаний.
В таком же циклическом порядке отрабатываются умения и навыки проклассифицированных заданий используемого учебника. Постоянно ведется учет и контроль (диагностика) деятельности школьников, что позволяет видеть пробелы в знаниях, умениях и навыках. Таким образом, вся работа направлена на стимулирование деятельности ученика и оказания ему помощи, на облегчение усвоения изучаемого материала с эффектом значительного повышения работоспособности и психологической активности.
Конкретное воплощение задуманного предполагает использование серии различных уроков: объяснения нового материала, опроса, открытых задач и творческих мыслей, самостоятельных работ и т. д. Учитель видит результаты своего труда, ощущает свою востребованность, что стимулирует развитие и его творчества.
В зависимости от учителя и его взглядов на методику, а главное, от особенностей класса, можно применять различные приемы использования ЛОС после проведенного по ним объяснения изучаемого материала. В начале урока в строго отведенный интервал времени ученики по памяти воспроизводят в специальной тетради изученный на предыдущем уроке ЛОС. Это доступно каждому, так как прочному усвоению материала способствовали обязательные учебные этапы:
устное объяснение учителя (с использованием традиционной методики);
объяснение учителя по ЛОС;
чтение учебника дома;
чтение дешифровки по специальной брошюре;
домашнее запоминание и воспроизведение (воспроизведение ЛОС может проконтролировать любой родитель, так как образец имеется у каждого ученика).
После этого ЛОС в увеличенном размере вывешивается в классе, и несколько учеников устно отвечают, используя ЛОС, причем, за каждый ответ выставляется отдельная отметка.
Некоторые учителя сначала организуют устный опрос по ЛОС, а затем его воспроизведение в тетрадях. Возможно использование ЛОС только для проведения устного опроса.
Ясно, что за воспроизведение ЛОС при небольшой тренировке никакой оценки кроме «отлично» получить невозможно. На тренировку времени уходит мало, а при наличии перед глазами такого плана увеличивается скорость речи при устном ответе, грамотнее становятся сами ответы.
Оценки за письменное воспроизведение и устные ответы по ЛОС выставляются на специальном классном стенде и в листе ученика. В процессе тренировки ученик сравнивает его с образцом, и таким образом создаются первые условия для самооценки и самоконтроля. Если оценка не отличная, то она выставляется карандашом и впоследствии может быть исправлена. Учебный труд становится посильным.
Во время воспроизведения ЛОС несколько учеников могут быть вызваны для устных ответов по отдельным блокам. Обычно этот прием хорошо работает при опросе застенчивых и неуверенных в своих знаниях учеников.
Пережитые нами в недалеком прошлом трудности с обеспечением школы учебной литературой, слабое умение учеников 5-6-х классов самостоятельно работать с учебниками, необходимость контроля родителей за успехами своих детей и обеспечения само- и взаимоконтроля учеников за усвоением знаний побудили нас создать так называемую теоретическую тетрадь.
Другие статьи:
Психолого-педагогические основы формирования познавательного интереса
Среди многих проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, проблема формирования познавательных интересов является довольно значимой. Она служит отысканию таких путей обучения, которые привлекали бы к себе учащихся. Интерес приводит в активное состояние как внешние, так и внутренние силы учеб ...
Специфика
коррекционного обучения
Сумма методов обучения - это путь познания окружающей действительности, который и предлагается воспитанникам коррекционной школы. Есть несколько видов классификаций методов обучения: 1. Классификация по методам работы учащегося и учителя: способы преподавания: рассказ, беседа, объяснение, то есть приемы, в к ...