Изучение шекспировских мотивов в поэзии М. Цветаевой на уроке литературы

Педагогика как наука » Изучение взаимосвязи национальных литератур на уроках литературы в средней школе » Изучение шекспировских мотивов в поэзии М. Цветаевой на уроке литературы

Страница 6

2-й В е д у щ и й: Цветаева не решает вопрос, любил Гамлет Офелию или нет. Сам лирический герой остается в сомнениях по поводу собственных чувств. По мере дальнейших размышлений полная уверенность в своей любви постепенно переходит от однозначного утверждения к сомнениям, а потом и к полной неуверенности.

Совесть Гамлета обвиняет его не только в смерти Офелии, но и в её неудовлетворенной страсти, которая продолжает терзать даже на дне, в водорослях.

Оправдание Гамлета, кажется, совести нелепым: если бы он любил Офелию, она не была бы на дне. Гамлет не проявлял свою любовь, а прятал её на дно сердца, такая любовь – лишь осадок давно забытой страсти, она бесполезная, непонятная, а потому и неприятная, как ил.

3-й У ч е н и к:

На дне она, где ил:

Ил!. И последний венчик

Всплыл на приречных бревнах…

– Но я её любил

Как сорок тысяч…

– Меньше,

Все ж, чем один любовник

1-й Ведущий: Все красноречивее становится совесть, приводя подробные описания гибели Офелии, и все сильнее она сомневается в любви Гамлета. Ей кажется нелепостью сама возможность сравнения любви брата и любовника, она видит в нем только желание Гамлета возвеличиться над Лаэртом.:

«Нет, если хочешь хвастать,

Я хвастаю не хуже» .

Она не желает слушать глупые объяснения и резко обрывает речь Гамлета: «Меньше». Для Офелии в любви 40 000 братьев меньше пользы, чем в любви одного любовника, тем более что брат у неё уже есть. Гамлет не успевает договорить, и получается, что он её любил «как сорок тысяч». Совесть отвечает, что, во-первых – «меньше», чем «сорок тысяч», а во-вторых, «сорок тысяч» – это толпа, тогда как Офелии нужен только один человек, любимый и единственный. Оправдание Гамлета не принимается, и совесть продолжает мучить его:

На дне она, где ил.

– Но я её – (недоуменно) любил??

3-й В е д у щ и й: Гамлет, только что, узнав о смерти Офелии, произносит: «Я её любил». Марина Цветаева воспринимает это как еще одно доказательство неспособности Гамлета к любви: об умершем близком долгое время или даже всегда трудно говорить в прошедшем времени. Гамлет легко произносит это и не устает повторять: «Любил». Цветаева отвечает ему эхом совести: «Ил». Снова возникает перекличка с ахматовским пустырем, с мелом и тленом из предыдущих стихотворений Цветаевой: «ил» – это конец слова «любил». Действительно, реплики Гамлета становятся все короче, восклицательный знак через многоточие переходит в вопросительный, и в конце стихотворения Гамлет уже сам не знает, любил ли он.

«Любил??» вынесено на последнюю строчку. Цветаева-совесть сомневается, что Гамлет вообще любил, в том числе – отца, хотя завязка трагедии была бы немыслима без любви к отцу. Но человек, носящий в себе любовь, будет чуток и к чужой любви, он понимает любовь и ценит ее. Тот, кто потерял одного близкого человека и продолжает любить его, не захочет тут же по собственной инициативе потерять всех остальных. Гамлет ничего не дает, он только отнимает, опровергает то, что уже есть (ср.: В нимбе разуверенья…).

Совесть – это сама Офелия («бессмертная страсть»), она мстит Гамлету, отнимая себя как воспоминание, оставляя пустоту в его чувствах. Признание Гамлета над могилой она воспринимает только как еще одно проявление его тяги к тлену.

З а к л ю ч и т.е. л ь н о е с л о в о у ч и т.е. л я:

Трагедия Гамлета, по Цветаевой, заключается в его неспособности любить, а значит, в бессмысленности всех его действий. Самое главное для лирической героини Цветаевой – любовь, страсть, мир без этого стержня – пустота и неопределенность.

Художники, когда-либо думавшие о Шекспире – поэты, прозаики, литературные и театральные критики, – не теряя собственного взгляда, живут в мире с трагедией «Гамлет»: они озвучивают то, что возможно в её пространстве, потому что герои Шекспира – не маски Мольера, это живые люди, они не застрахованы ни от чего.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Другие статьи:

Предполагаемые плюсы реформирования образования
Бакалавриат- первый уровень, студент получает фундаментальное образование, а затем решает, чем будет заниматься дальше. Магистратура- возможность развития профессиональных знаний и навыков на базе бакалаврского образования, направления могут быть самыми разными. Для этого должны развиваться разные программы ...

Влияние урока на развитие познавательных процессов учащихся
Организуя на уроке познавательную деятельность детей, учитель опирается на их личностные особенности: мотивационную сферу, познавательные потребности, ценностные ориентации, отношения, самооценку. В процессе урока, пытаясь стимулировать деятельность учеников, учитель сравнивает детей друг с другом. Оказывает ...

Главные разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.steppedagogy.ru