2-й В е д у щ и й: Цветаева не решает вопрос, любил Гамлет Офелию или нет. Сам лирический герой остается в сомнениях по поводу собственных чувств. По мере дальнейших размышлений полная уверенность в своей любви постепенно переходит от однозначного утверждения к сомнениям, а потом и к полной неуверенности.
Совесть Гамлета обвиняет его не только в смерти Офелии, но и в её неудовлетворенной страсти, которая продолжает терзать даже на дне, в водорослях.
Оправдание Гамлета, кажется, совести нелепым: если бы он любил Офелию, она не была бы на дне. Гамлет не проявлял свою любовь, а прятал её на дно сердца, такая любовь – лишь осадок давно забытой страсти, она бесполезная, непонятная, а потому и неприятная, как ил.
3-й У ч е н и к:
На дне она, где ил:
Ил!. И последний венчик
Всплыл на приречных бревнах…
– Но я её любил
Как сорок тысяч…
– Меньше,
Все ж, чем один любовник
1-й Ведущий: Все красноречивее становится совесть, приводя подробные описания гибели Офелии, и все сильнее она сомневается в любви Гамлета. Ей кажется нелепостью сама возможность сравнения любви брата и любовника, она видит в нем только желание Гамлета возвеличиться над Лаэртом.:
«Нет, если хочешь хвастать,
Я хвастаю не хуже» .
Она не желает слушать глупые объяснения и резко обрывает речь Гамлета: «Меньше». Для Офелии в любви 40 000 братьев меньше пользы, чем в любви одного любовника, тем более что брат у неё уже есть. Гамлет не успевает договорить, и получается, что он её любил «как сорок тысяч». Совесть отвечает, что, во-первых – «меньше», чем «сорок тысяч», а во-вторых, «сорок тысяч» – это толпа, тогда как Офелии нужен только один человек, любимый и единственный. Оправдание Гамлета не принимается, и совесть продолжает мучить его:
На дне она, где ил.
– Но я её – (недоуменно) любил??
3-й В е д у щ и й: Гамлет, только что, узнав о смерти Офелии, произносит: «Я её любил». Марина Цветаева воспринимает это как еще одно доказательство неспособности Гамлета к любви: об умершем близком долгое время или даже всегда трудно говорить в прошедшем времени. Гамлет легко произносит это и не устает повторять: «Любил». Цветаева отвечает ему эхом совести: «Ил». Снова возникает перекличка с ахматовским пустырем, с мелом и тленом из предыдущих стихотворений Цветаевой: «ил» – это конец слова «любил». Действительно, реплики Гамлета становятся все короче, восклицательный знак через многоточие переходит в вопросительный, и в конце стихотворения Гамлет уже сам не знает, любил ли он.
«Любил??» вынесено на последнюю строчку. Цветаева-совесть сомневается, что Гамлет вообще любил, в том числе – отца, хотя завязка трагедии была бы немыслима без любви к отцу. Но человек, носящий в себе любовь, будет чуток и к чужой любви, он понимает любовь и ценит ее. Тот, кто потерял одного близкого человека и продолжает любить его, не захочет тут же по собственной инициативе потерять всех остальных. Гамлет ничего не дает, он только отнимает, опровергает то, что уже есть (ср.: В нимбе разуверенья…).
Совесть – это сама Офелия («бессмертная страсть»), она мстит Гамлету, отнимая себя как воспоминание, оставляя пустоту в его чувствах. Признание Гамлета над могилой она воспринимает только как еще одно проявление его тяги к тлену.
З а к л ю ч и т.е. л ь н о е с л о в о у ч и т.е. л я:
Трагедия Гамлета, по Цветаевой, заключается в его неспособности любить, а значит, в бессмысленности всех его действий. Самое главное для лирической героини Цветаевой – любовь, страсть, мир без этого стержня – пустота и неопределенность.
Художники, когда-либо думавшие о Шекспире – поэты, прозаики, литературные и театральные критики, – не теряя собственного взгляда, живут в мире с трагедией «Гамлет»: они озвучивают то, что возможно в её пространстве, потому что герои Шекспира – не маски Мольера, это живые люди, они не застрахованы ни от чего.
Другие статьи:
Безнадзорность несовершеннолетних как социально-педагогическая проблема
Социальные потрясения во всем мире и в России, в частности, сопровождаются повсеместным ростом девиантного поведения в молодежной среде. На сегодняшний день остается актуальной проблема безнадзорности, как одна из форм проявления девиации. Судьба безнадзорника трагична, его развитие деформировано. В реальной ...
Характеристика КДД подростков в д. Блонь Пуховичского района Минской
области
О работе Блонского сельского Дома Культуры Блонский СДК находится на территории Блонского сельского совета. Обслуживает деревни: Блонь, Заречье, Скобровка, Крупка, Владимировка. На территории проживает 2570 жителей, из них 162 человека до 18 лет, 501 – пенсионеры. Здание Дома культуры построено в 1973 году. ...